Если законы позволят, космос может быть и частным
Размышляя о полетах за пределы Солнечной системы, надо исходить из того, что будущие технологии будут развиваться. В перспективе можно будет создавать космические аппараты, использующие ядерную энергию, способные развивать большую скорость и перемещаться от звезды до звезды за десятки лет.
Параллельно будут развиваться и науки о человеке. Не стоит отправлять в космос человека в его биологической форме. Думаю, к концу XXI века можно будет создать звездолеты, использующие ядерную энергию, но людей в виде биологических тел в них не будет, люди будут присутствовать в виде загруженных программ и искусственного интеллекта. Перспектива — это синтез автоматических и обитаемых аппаратов.
Ядерная энергетика для освоения космоса необходима. Когда люди освоят Луну (полагаю, это произойдет уже во второй половине XXI века), именно там или на орбите Луны можно будет создавать производства, необходимые для обеспечения работы термоядерных двигателей (с использованием не урана, но синтеза водорода, лития, гелия, что сделает их более безопасными).
Если говорить о том, будут ли эти полеты национальными или общепланетарными, то все зависит только от степени удешевления производства. Ведь можно было еще и в XX веке построить ядерный звездолет, который питался бы энергией взрыва ядерных бомб и при расходах в несколько десятков триллионов долларов мог бы отправиться к ближайшей звездной системе. Проект такого звездолета — железной болванки, которая летела за счет энергии взрывающихся бомб — существовал (американский «Орион», так и оставшийся лишь на бумаге). Это дорого, опасно и не нужно, но возможно.
Будет ли освоение космоса прерогативой государства или там возможен и частный бизнес? Но частный космос развивается и сегодня. Компания Space X запускает спутники, делает ракеты, и у нее амбициозные планы. Если законы позволят, космос может быть и частным. Государство интересуется космосом прежде всего в военном смысле. Если начнется гонка за Марс, может быть, государства оживятся.
Сейчас освоение космоса уперлось в необходимость удешевления стоимости летательных аппаратов. Все это стоит миллиарды долларов. Новый космический телескоп может стоить 10 млрд долл. Именно во столько обошлась эксплуатация «Хаббла», эксплуатация Международной космической станции — в 100 млрд. Вопрос в том, как снизить расходы, связан с новыми производственными технологиями. Во-первых, это 3D-печать — в перспективе космические аппараты будут не создавать по частям, а печатать на принтере. Во-вторых, привлечение к инженерным работам искусственного интеллекта.
Наконец, использование нанороботов. Роботы, способные к саморепликации, будут забрасываться на астероиды, там копировать себя и затем создавать различную инфраструктуру. Когда такие роботы будут созданы, освоение космического пространства резко удешевится. Речь может идти уже о второй половине XXI века. Нам, человечеству, сейчас не надо спешить с дорогими межзвездными проектами. Надо дождаться удешевления средств производства и создавать более компактные автоматизированные аппараты. Роль России я вижу в международной кооперации, в участии в общих научных проектах.