«Ъ» узнал об иске жертв советских репрессий к краснодарским чиновникам
Семья депортированных греков Панаетиди подала в суд на министерство труда и соцразвития Краснодарского края, которое почти в два раза снизило размер денежной компенсации за утраченное жилье, сообщил РБК юрист семьи Иван Калгин.
«Чиновники рассчитали компенсацию, исходя из 18 кв. м на каждого репрессированного, хотя в мотивировочной части решения от 13.05.2024, обращенного к немедленному исполнению, указано, что расчет должен происходить, исходя из площади 33 кв. м, что уменьшило компенсацию в два раза, поэтому каждый из них не сможет приобрести себе жилье», — рассказал Калгин.
Как пишет «Коммерсантъ», истцами являются четверо детей Ивана Панаетиди — Анна, Ольга, Надежда и Василий. Их родителей выслали из Краснодарского края в Казахстан во время массовой депортации греков в 1942 году, они вернулись в Россию спустя несколько десятилетий, отмечает издание. В 2020-м семья потребовала от администрации Северского района Краснодарского края поставить их на учет в качестве нуждающихся в жилплощади. Сначала депортированным отказали, но они подали апелляцию. Со второй попытки детей Панаетиди внесли в льготную очередь, но предупредили, что за последние 20 лет никто из реабилитированных не дождался квартир, пишет «Ъ».
Согласно принятому закону № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года, пострадавшими могут быть признаны дети репрессированных. В частности, они могут претендовать на жилье за счет государства в регионе, откуда выслали их родителей.
Тогда греки подали в суд с требованием о денежной компенсации за утраченное жилье и выиграли его. Министерство труда и соцразвития обязали выплатить денежные средства из расчета 33 кв. м площади на каждого реабилитированного. По словам Калгина, Панаетиди оказались единственными в этом перечне.
В результате ведомство издало приказ о компенсации, рассчитанной по нормативу 18 кв. м на человека. Как пояснила заместитель губернатора Краснодарского края Анна Минькова, расчет обусловлен «численностью семьи», превышающей трех человек.
«По мнению чиновников, они должны купить одно жилье на всех, а не каждый отдельно. Хотя по закону они не являются членами одной семьи, поскольку к таким лицам относятся несовершеннолетние дети, родители и супруги», — пояснил юрист.
«И это несмотря на решение суда и обещания министра на личном приеме, что оно будет исполнено и что деньги на это найдут, — сказал Калгин. — Удивительно, что те, кто по роду деятельности должен помогать реабилитированным получить положенную по закону компенсацию, несколько лет создают им препятствия».
В министерстве труда и соцразвития Краснодарского края сообщили РБК, что репрессированные имеют право на обеспечение жильем при условии «возвращения в те местности и населенные пункты, где они проживали до репрессий».
«Норматив общей площади жилого помещения, используемый для расчета выплаты, составляет по 18 кв. м на одного человека при численности членов семьи, имеющих право на получение мер социальной поддержки, три человека и более. В семье Панаетиди четыре человека. Право на меры социальной поддержки по обеспечению их жильем установлено в суде», — отметили в ведомстве.
Вместе с тем, по данным министерства, дети Панаетиди «вернулись не в те местности и населенные пункты, где проживали их родители до применения к ним репрессии», и таким образом «не соблюли одно из условий для оказания соцподдержки». «Поэтому назначить единовременные денежные выплаты в порядке, установленном нормативным правовым актом Краснодарского края, не предоставлялось возможным», — заявили там. В министерстве добавили, что отправка приказа о назначении выплат «по открытым каналам связи не допускается» на основании закона «О персональных данных». Заявителю была направлена копия документа по почтовому адресу, указанному в обращении.
РБК направил запрос в пресс-службу администрации Краснодарского края.