Скончалась сербская узница - вдова диктатора И.Тито
17-летняя Й.Броз познакомилась с будущим мужем во время Второй мировой войны, когда они оба воевали в коммунистическом партизанском отряде против немцев и своих идеологических противников - сербских националистов. Долгое время она была любовницей лидера Югославии, а в 1952г. они поженились.
Й.Броз играла важную роль в жизни мужа, что не нравилось людям из окружения маршала. Вокруг женщины вилось много интриг, ее подозревали даже в работе на советские спецслужбы (отношения между Москвой и Белградом тогда были далеки от идеала). В конце 1970-х между супругами наступил разлад. В 1977г. Иосип Броз Тито съехал от жены, которая больше никогда его не видела.
В 1980г., практически сразу после смерти супруга, в квартиру Й.Броз ворвались сотрудники спецслужб. Ее перевезли в другую резиденцию, в которой не было даже нормального отопления, позволив взять с собой лишь минимальное количество вещей. Почти 25 лет она находилась под домашним арестом, ей было запрещено общаться с родственниками и даже ездить на могилу мужа.
Очевидно, что в Югославии не желали, чтобы Й.Броз болтала о тайнах местной политики, о которых была осведомлена. Вдобавок женщине, требовавшей вернуть нажитое с мужем имущество (яхты, виллы, дорогие автомобили и т.д.) дали пенсию, которой не хватало даже на еду - продукты приносили родственники, оставлявшие их лишь у ворот резиденции.
Ситуация не изменилась даже после свержения режима Слободана Милошевича. В 1999г. суд отказался возвращать хоть какую-то часть отнятого имущества, объяснив это тем, что документы на него потерялись во время заседания. По одной из версий, имущества и не осталось, поскольку его давно разворовало окружение И.Тито.
Лишь в конце 2000-х в резиденции починили отопление, а Й.Броз выдали паспорт. Но рассказывать о своей жизни она до конца своих дней отказывалась – после 30 лет фактической тюрьмы женщина стала бояться, что ей будут мстить, если она расскажет правду о прошлом.
Отметим, что судьба Й.Броз разделила во мнениях сербское общество. Одни утверждали, что женщина заслужила кошмарные 30 лет изоляции в качестве наказания за масштабное воровство во времена И.Тито. Другие говорили, что она являлась частью истории Югославии, а такого отношения без суда и следствия не заслужил никто.