Общество, 20 окт 2023, 07:57

Хуснуллин поручил ужесточить требования к детским креслам

Хуснуллин поручил ужесточить требования к детским креслам на фоне роста числа ДТП с детьми. Опрошенные «Коммерсантом» эксперты считают главными проблемами дешевые «корректоры и адаптеры», а также бескаркасные автокресла
Читать в полной версии
Фото: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС

Вице-премьер и глава правкомиссии по безопасности движения Марат Хуснуллин поручил Минпромторгу ужесточить требования к детским креслам на фоне роста числа ДТП, в которых получают травмы дети. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на представителя вице-премьера.

Минпромторг проработает предложения по ужесточению требований к «детским удерживающим устройствам», а также соответствующим корректорам (адаптерам) ремней безопасности до 15 ноября, пишет газета.

Как отмечает «Коммерсантъ», соответствующее поручение было дано на фоне роста числа ДТП с пострадавшими в возрасте до 16 лет — в январе—сентябре в России произошло 13,5 тыс. таких ДТП (плюс 10% к аналогичному периоду прошлого года). При этом в 910 авариях дети не были пристегнуты или ехали без автокресла.

ПДД обязывают возить ребенка до семи лет в машине в «детском удерживающем устройстве» (ДУУ). Детей от семи до 11 лет можно перевозить с использованием штатных ремней безопасности, если позволяет рост и вес пассажира. Нарушение правил грозит штрафом в 3 тыс. руб.

Руководитель Научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники ФГУП «НАМИ» Денис Загарин пояснил, что главная проблема для безопасности детей — разнообразные «корректоры и адаптеры» ремней безопасности (представляют собой, как правило, тканевую треугольную накладку с застежкой). По словам эксперта, они стоят на порядок дешевле автокресел (200–500 руб.) и часто привлекают этим покупателей. «Ребенок при ДТП из-под адаптера выскальзывает либо получает повреждения. Ремень должен проходить строго по ключице, а не по животу или по шее», — подчеркнул Загарин.

Не меньшую угрозу, по мнению эксперта, представляют и так называемые бескаркасные автокресла (стоят 800–900 руб.). Это тканевый рюкзак, который крепится к штатному ремню безопасности (при этом ребенок в нем пристегивается отдельными ремнями). Такое устройство не способно удержать ребенка при сильном ДТП, добавил Загарин.

Его позицию поддержали в Роскачестве: «При участии Росаккредитации, а также ряда организаций и объединений мы постоянно ведем борьбу с продажей таких устройств, а также информируем россиян, что суррогаты детских удерживающих устройств опасны». В ведомстве уточнили газете, что в 2023 году Роскачество в сотрудничестве с ретейлерами и Росстандартом направило продавцам ряд предостережений: торговые площадки закрывали карточки товаров, Росстандарт штрафовал некоторые магазины.

Тем не менее журналистам «Коммерсанта» удалось обнаружить на маркетплейсах несколько десятков активных объявлений о продаже адаптеров и бескаркасных автокресел, в том числе на Wildberries и Ozon. В пресс-службе Ozon заверили, что запрещают их продажу. «Перед публикацией карточек мы проверяем товары в автоматическом и ручном режиме, некоторые продавцы могут нарушать правила площадки и пытаются обойти систему модерации, например, относят автотовар к иной категории или указывают другое название, — пояснили в компании.— Такие товары мы находим и скрываем в ручном режиме».

Зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая также сообщила газете, что из офлайновой торговли адаптеры и «треугольники» практически удалось убрать, однако они по-прежнему присутствуют в Сети. Она также предложила обязать интернет-магазины с товарами для детей давать ссылку на сертификаты или на декларацию о соответствии требованиям безопасности.

«Через маркетплейсы проходит значительная доля нелегального оборота опасных товаров для перевозки детей в автомобилях, в связи с чем также необходимо говорить о необходимости регулирования онлайн-торговли и усиления ответственности маркетплейсов, — отметили в Росстандарте. — Эффективными в качестве предупредительной меры, направленной на предотвращение оборота на рынке опасной продукции, являются так называемые оборотные штрафы».

До 2017 года правила перевозки детей до 12 лет были едины, однако в июле 2017 года были установлены нормы для двух возрастных групп: для детей до семи лет и для детей от семи до 11 лет включительно. С тех пор законодательство в этом плане не корректировалось.

Как сказано в ПДД, перевозка детей в возрасте младше семи лет в легковом автомобиле и кабине грузовика, оборудованных ремнями безопасности или детской удерживающей системой ISOFIX (это встроенные в кресло металлические направляющие с замочками на конце), должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка.

Перевозка детей в возрасте от семи до 11 лет включительно — с использованием детских удерживающих устройств или же ремней безопасности. Однако если ребенок едет на переднем сиденье, то он обязательно должен быть закреплен детским удерживающим устройством.

В возрасте до шести месяцев малыша в специальном автокресле следуют размещать на сиденье боком, до года — спиной, после года — лицом. На каком именно месте должно стоять детское автокресло — за водителем, посередине заднего сиденья или за передним пассажирским сиденьем — не регламентируется.

Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года