Общество, 20 ноя 2013, 01:05

Без состава не клеймить

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Конституционный суд (КС) устранил во вторник важный правовой пробел. Сейчас подозреваемые и обвиняемые, которых следователи привлекли к уголовной ответственности по статьям, за время расследования исчезнувшим из Уголовного кодекса, впоследствии не могут доказать свою невиновность. Состава преступления уже нет, а преступники с клеймом на всю жизнь остаются. Теперь им можно судиться с правоохранителями, а парламент должен исправить уголовный закон.

Незаконное получение кредита, товарная контрабанда, нарушение авторских прав при использовании нелицензионного программного обеспечения — с недавних пор в РФ эти деяния больше не являются преступлениями. Однако люди, которые проходили по данным статьям в тот момент, когда Госдума исключала их из УК, как оказалось, лишены возможности доказать свою невиновность, даже если их привлекли по ошибке.

С заявлениями о праве на реабилитацию в КС обратились житель Владимира Сергей Боровков, которого обвинили в незаконном получении кредита (ч. 1 ст. 176 УК РФ), и житель Мурманска Николай Морозов, ранее якобы установивший пиратскую программу на компьютер (использование нелицензионной компьютерной программы — ч.1 ст. 146 УК РФ). Дело Морозова закрыли по нереабилитирующим основаниям, в случае г-на Боровкова следователь закрыл дело без согласия г-н Боровкова, не выяснив его отношения к предъявленному обвинению.

Указанные статьи перестали быть преступлениями в ходе реформы по гуманизации уголовного законодательства, проходившей в 2010—2012 годах. Аналогичным образом в годы перестройки перестали карать за самогоноварение, спекуляцию и отсутствие документов и прописки по месту жительства, а еще ранее — за тунеядство и мужеложство. Однако если тунеядцы и самогонщики не особо стремились доказать свою невиновность, радуясь самому факту избавления от претензий силовиков, то жители современной России решили «пободаться» с властью: с одной стороны, власти, вычеркивая из УК те или иные статьи, признают, что были чрезмерно строги, карая граждан, а с другой — ни официальных извинений, ни компенсации материального и морального ущерба за понесенные страдания по этим вычеркнутым статьям люди не получают.

Во вторник Конституционный суд постановил, что прекращение уголовного дела в связи с декриминализацией преступления не может лишать гражданина права оспаривать законность и обоснованность решений органов предварительного расследования и добиваться реабилитации. КС также предписал законодателям внести в закон соответствующие поправки, а дела заявителей пересмотреть.

«Это не значит, что все контрабандисты и получатели кредитов, признанных следователями незаконными, получат теперь право на реабилитацию, постановление означает, что такие граждане получат право оспаривания действий правоохранительных органов в суде на общих основаниях, — пояснил гендиректор юрфирмы ICN Максим Смирнов. — Если раньше в судах они получали от ворот поворот, поскольку в УК нет такой статьи, из-за которой они пришли судиться, то вскоре судьям предстоит разбираться, а законно ли человека привлекали или силовики беспредельничали».

В решении судьи ссылаются на постановление КС 14 июля 2011 года, признавшее противоречащей Конституции норму УПК, не позволявшую родственникам погибших возражать против закрытия уголовного дела по нереабилитирующим обстоятельствам. Это решение развязало руки заявителю — отцу погибшей в ДТП на Ленинском проспекте Ольги Александриной. 25 февраля 2010 года ее Citroen столкнулся с Mercedes вице-президента ЛУКОЙЛа Анатолия Баркова. Ольга Александрина погибла на месте, ее свекровь, известный гинеколог Вера Сидельникова, скончалась в больнице через несколько часов. Следствие посчитало, что виновницей аварии была Александрина, и в ноябре 2010 года дело закрыли, однако ее отец Сергей Александрин настаивал на возобновлении расследования, а после решения КС обратился в суд. Однако восстановить доброе имя своей дочери ему так и не удалось: 5 июля 2013 года Гагаринский суд Москвы вынес первый посмертный приговор, признал Ольгу Александрину виновной в ДТП и закрыл дело.

Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России