Эксперты: Очереди на автомобили в ближайшие годы не исчезнут
При этом «центр тяжести» продаж в 2006г. сместился из Москвы в регионы. Главным образом продаются автомобили в сегменте C, рассчитанные на средний класс. Продажи в сегменте элитных автомобилей класса Luxury и Premium не имели такого взрывного роста, как в сегменте C. "Это связано с ростом доходов на местах, а также с развитием автокредитования", - объяснил в эфире телеканала РБК в программе «В фокусе» Олег Мосеев, финансовый директор группы компаний «АвтоСпецЦентр».
Предпочтение отдается иностранным брендам. Амбициозные заявления новых топ-менеджеров АвтоВАЗа - флагмана российского автомобилестроения - не оправдались за прошедший год. И российский автопром, к сожалению, год за годом теряет позиции.
Продажи отечественных авто выросли в 2006г. только на 11%, в то время как ежегодный рост российского рынка иномарок колеблется от 40 до 60%. И если в прошлом году соотношение в продажах новых российских и иностранных моделей было в пользу отечественных машин, то сегодня рынок уже делится пополам - по 43% (14% – доля second hand).
К тому же, по прогнозам экспертов, в ближайшие 5-6 лет российскому автопрому предстоит серьезная конкуренция с китайской продукцией. Если прочитать будущую «вертикаль конкуренции» на российском рынке сверху вниз, то ее порядок выглядит следующим образом: европейские и американские автомобили – «японцы» – «корейцы» – китайские и российские.
И пока наши заводы преодолевают техническое отставание, мировые бренды не первый год размещают свое производство прямо в России. Город на Неве уже стали называть российским Детройтом. «С точки зрения интересов государства это более выгодно, – считает Игорь Пономарев, финансовый директор дилерской компании Genser. - Добавочная стоимость выше, чем на АвтоВАЗе, значит, налоговых платежей больше».
Однако часть экспертов отмечает, что в стране еще не производятся комплектующие, и значит, рынок какое-то время будет привязан к производству за рубежом, то есть будет питать иностранные бюджеты. Чтобы логистическая цепочка отказалась от их импорта, спрос на комплектующие должен приобрести массовый характер. Тем временем государство обещает облегчить импорт комплектующих сокращением пошлин.
Как бы то ни было, фаза размещения в России площадок для отверточной сборки уже позади, и заводы с объемами производства более 120 тыс. машин в год уже функционируют. Для их размещения выдвигается два основных условия: объемы «промышленной сборки» – не менее 25 тыс. машин в год, а также создание новых рабочих мест для граждан РФ - треть работ в обязательном порядке осуществляется российскими рабочими.
Кстати, наши рабочие отличаются высоким профессионализмом. Система контроля на иностранных заводах в России такая же, как во всем мире. К тому же количество дефектов у иномарок «made in Russia» ниже, чем у тех, что выпускаются, например, в Корее. Более того, если допустимая доля машин с дефектами в Германии - 7%, аудит немецкого производства в Калининграде показал, что число дефектных машин составило всего 1%.
Как ни удивительно, немецкое качество сегодня как раз под вопросом. Уровень образования рабочих - мигрантов из Турции, которые рекрутируются для работ на немецких заводах, оставляет желать лучшего. Но, к сожалению, с той же проблемой столкнется в скором времени и Россия - система подготовки кадров как таковая в стране отсутствует.
Но, похоже, к этому времени российский рынок все-таки насытится: по прогнозам экспертов, это произойдет в 2010-2011гг. По словам Мосеева, рынок «скорректируется», и его волнообразный рост прекратится - как и во всем мире, рынок перейдет в циклический режим. Скорее всего, для мелких дилерских компаний наступят тяжелые времена.
Модель потребления автомобилей, как считают эксперты, приблизится к американской: после 2-3-летней эксплуатации покупается новая автомашина. Соответственно, дилеры будут заинтересованы в том, чтобы удержать клиента, а проще всего это сделать так: купить у него подержанный автомобиль, взамен предложив новый. Как говорят дилеры, пока в этом плане они видят только одну проблему: «двойной НДС», т.е. придется продавать автомобиль второй раз и снова потерять 18% стоимости.
Продажа б/у автомобилей в России имеет хорошие перспективы. Однако автомобильный second hand еще не получил должного развития: на рынке много машин с «темным прошлым», и дилеры не хотят брать на себя ответственность по их реализации. И, наверное, это основное отличие российского рынка от других, так же как и его особый «голод» на иномарки.