В звенящую снежную даль
Зимняя погода — лучший способ испытать кроссоверы в деле. Низкие сцепные свойства колес на скользкой дороге и сугробы, доходящие практически до днища, позволяют до тонкостей разобраться в специфике поведения модных ныне «интеллектуальных» полноприводных трансмиссий.
Для теста мы подобрали для Range Rover Evoque Si4 парочку ближайших конкурентов. Это Audi Q3 2.0 TFSI и Mini John Cooper Works Countryman. По оценкам менеджеров по продажам, именно этими машинами интересуются те, кто присматривается к английскому «аристократу».
Конечно, Range Rover Evoque Si4 самый дорогой из троицы. Но по справедливости это и не кроссовер С-класса, каким его многие себе представляют. Построен он на платформе D от Freelander 2, который снискал себе славу неплохого автомобиля для города и дачи. Однако у Evoque настолько маленький салон, а крыша так сильно нависает над головой, что он без сомнений попадает в компанию к Audi Q3 2.0 TFSI и Mini Countryman. Хотя рудименты Freelander остаются. Например, очень широкий кузов, дарящий владельцу Evoque непревзойденное пространство в плечах.
ВОТ НОВЫЙ ПОВОРОТ!
Ездит Range Rover Evoque Si4 необычно. Он обладает ярко выраженной избыточной поворачиваемостью и всякий раз норовит вильнуть кормой. Машина хочет показаться щегольским дрифтовым болидом, специально созданным, чтобы эффектно накручивать круги вокруг бетонных препятствий. И действительно, это у него получается отменно. Но вот в скользком повороте приходится всякий раз держать Evoque в узде. Чувствительная педаль акселератора и спортивная настройка автоматической 6-ступенчатой коробки «вдохновляют» машину на подвиги. Чуть передавил газ при выезде с придворовой территории на обледенелую дорогу, и автомобиль уже эффектно идет боком. При этом он остается управляемым и послушным. Занос хорошо корректируется рулем, и машина стабилизируется под сброс газа.
Audi Q3 2.0 TFSI совсем не таков. Несмотря на то что в его недрах стоит такая же гидроэлектрическая муфта Haldex четвертого поколения, характер машины более покладистый. Ингольштадтский кроссовер настроен как переднеприводный автомобиль. В отличие от «Эвока» у Q3 хорошо ощущается не корма, а нос. Благодаря острому рулю он хорошо ныряет в поворот и тут же под газом тянет за собой все остальное «тело» кроссовера. Заднюю ось при этом почти не ощущаешь. Несмотря на то что муфта Haldex постоянно загружает ее моментом, в поведении Q3 нет той уверенности и непоколебимой стойкости на прямой, как на старших кроссоверах Audi.
Mini John Cooper Works Countryman выглядит эталоном управляемости. Он проявляет чисто баварскую сноровку и демонстрирует в сложных условиях нейтральную поворачиваемость. Кажется, нет таких поворотов, которые бы не смог взять автомобиль. Выставляешь руль в нужную сторону, и машина оказывается ровно там, где ей и указывалось. Идеальной управляемости способствует хорошая настройка рулевого усилителя. Баранка в меру острая, по-спортивному тяжелая, но и не дерганая, как на некоторых японских конкурентах. Между тем все это великолепие справедливо для включенной системы стабилизации при деактивированном трекшн-контроле. Если стабилизацию выключить, то Mini теряет многие свои преимущества. Такова уж современная политика BMW.
ПЕРЕСЕКАЯ СУГРОБЫ
Что же будет, если загнать кроссоверы в снежную кашу? Как проявят себя там их системы полного привода?
Range Rover Evoque Si4 обладает самой продвинутой из троицы полноприводной трансмиссией, доставшейся ему в наследство от внедорожного Freelander. У него есть четыре предустановленные программы для движения как по сухим летним дорогам, так и зимний, внедорожный и грязевой режимы. По умолчанию машина, преодолевая снежную кашу, ведет себя нервно. Если нажать газ в пол, то тут же начинают мигать желтые лампочки электроники, автомобиль мечется из стороны в сторону, а корма старается вильнуть вбок. Приходится сбрасывать газ. «Думая», что на дворе лето и под колесами сухой асфальт, трансмиссия старается максимально загрузить заднюю ось для эффективного спортивного разгона.
При активации снежного режима поведение машины улучшается. Evoque меняет алгоритм распределения момента, и его разгон на заснеженной дороге получается более ровным и плавным. Теперь уже нет той нервозности в поведении. При этом сохраняются спортивная резвость и прыть.
Система полного привода у Audi Q3 2.0 TFSI настроена всегда одинаково. Несмотря на возможность менять режимы движения, изменения эти не касаются внедорожных повадок кроссовера. При старте в скользкой снежной каше автомобиль начинает разбег ровно. Он гребет всеми колесами одновременно, а муфта имитирует полную блокировку дифференциала. Зато потом из-за перетяжеленного носа автомобиль пытается зарыться передними колесами, трансмиссия перебрасывает момент назад, и корма чуточку плывет вбок. Этот увод хорошо чувствуется на кузове из-за короткой базы. В общем, далее приходится компенсировать рыскания рулем.
Королем снежного старта является Countryman. Его трансмиссия тоже не имеет внедорожных режимов, однако на снегу он чувствует себя как рыба в воде и при продавливании педали в пол едет как по рельсам. Электроника компенсирует уводы, и машина разгоняется очень уверенно. Если и есть небольшое рыскание, то оно сопровождается уходом чуть в сторону всего кузова целиком, отчего поставить машину на прежнюю траекторию очень просто. Зато вот на глубоком снегу Countryman пасует. Причиной тому низкий клиренс и короткий ход подвески.
Одним словом, каждый автомобиль из троицы обладает своим характером. Audi Q3 2.0 TFSI надувает щеки и старается показаться чем-то большим, чем он есть на самом деле. Mini John Cooper Works Countryman — это нарочито спортивный кроссовер, который способен хорошо гонять на снежных ралли, но вот на целине он пасует. А Range Rover Evoque Si4 — удачный компромисс между спортивностью и внедорожностью. Несмотря на свой аристократический вид, этот автомобиль и способен зажигательно ездить, и неплохо ведет себя в трудных дорожных условиях. Правда, его цена, да и стоимость обслуживания гораздо выше, чем у конкурентов.