Общество, 21 апр 2008, 17:12

Фитнес "приняли" только 6% россиян

Рынок фитнес-услуг в России по итогам 2007г. вырос на 28,6% по отношению к 2006г., преодолев барьер в 900 млн долларов. И темпы роста не опустятся ниже 20% до 2010г., обещают в "Экспресс-Обзоре".
Читать в полной версии

Очевидно, интенсивная фаза пройдена, рынок вступил в фазу экстенсивного развития: слияния и поглощений, открытия новых клубов и т.д. О насыщении спроса не приходится говорить даже в столице, хотя в Москве расположена почти половина от существующих в России 1625 фитнес-клубов.

"Бурное развитие индустрии в целом, внимание, которое уделяет государство для развития массового спорта – все это ведет к тому, что фитнес из диковинного занятия для ограниченного количества людей стал понятными и для остальных, – объясняет в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" президент ГК "Планета Фитнес" Ирина Разумова. – Фитнес – это как молоко, как воздух, как хлеб".

Но быть понятным не означает быть доступным. По данным Magram Market Research, доля населения, занимающегося фитнесом в Москве, составляет каких-то 3%, в Санкт-Петербурге – 1,5% (для сравнения: в Лондоне фитнесом заняты 26%, в Париже – 15% горожан).

Впрочем, если верить официальной статистике, доходы россиян быстро растут. И в этом случае остается только удивляться, почему, по данным опросов фонда "Общественное мнение", регулярно посещают фитнес-клубы в России только 6% граждан. Правда, и в других странах ситуация не намного лучше. В среднем в Европе фитнес-клубы посещает 8,1% населения, вычислили в Deloitte & Touche (в лидерах Голландия и Испания:15,5 и 14,8% соответственно).

Важно отметить, что частота посещения фитнес-клубов не особо влияет на здоровье нации. По данным того же исследования Deloitte & Touche, в Германии в фитнес-клубы ходят 8,5% граждан (почти как в РФ). По данным ABARUS market research, активным спортом в Германии занимается 60% граждан. И в этом смысле немцы заткнут за пояс голландцев или испанцев, которым так нравятся фитнес-клубы. Грубо говоря, для занятий спортом не обязательно иметь клубную карту. Правда, хотя россияне, как и немцы, не особо частят по клубам, активным спортом они занимаются в 5 раз меньше (только 12% населения).

В любом случае о "голландском" или о "немецком" пути развития спорта в России пока говорить рано. Можно порадоваться лишь снижению цен на российском рынке фитнес-услуг. "Дефицит в фитнес-услугах рождал непомерные цены, – вспоминает И.Разумова. – В 1997г. дешевле, чем за 3,5-4,5 тысячи долларов невозможно было купить карту, было всего 5 клубов в Москве. Сегодня развивается хорошая тенденция: клубы в спальных районах, студии и т.д. Конечно, и цена там будет ниже, чем в центре Москвы".

Оговоримся, в премиум-сегменте стоимость годового абонемента достигает более 200 долларов, в среднем - от 80 до 150, в нижнем – от 30 до 70. Но И.Разумова предпочитает не говорить о сегментации фитнеса: "Цены приходят в соответствие с количеством программ, уровнем подготовки тренеров. Чем больше видов услуг сконцентрировано по одному адресу, тем больше будет аренда, количество персонала, тем выше будет цена". По словам эксперта, расценки в регионах отличаются в среднем от московских на 35-40%.

Добавим, сегодня клубные сети в России измеряются лишь десятками заведений. Крупнейшая сеть в России Russian Fitness Group представлена 37 клубами (10 из которых находятся в стадии строительства). Для сравнения: крупнейшая фитнес-сеть США Curves представлена 8 тысячами, британская Fitness first – 180 клубами.

Но российские сети разрастаются как путем франчайзинга или открытия новых клубов, так и за счет слияний и поглощений. Демонстрирует концентрацию бизнеса Russian Fitness Group. После поглощения сети Mega Gym, которую переименовали в Физкульт, и сети Maxisport, она упрочила свое положение во всех сегментах. Strata Partners развивает премиальный бренд Orange Fitness и демократический City Fitness и т.д. Рентабельность бизнеса сегодня, по словам, И.Разумовой, на уровне 17,5-24%.

Проявляют особый интерес к фитнесу девелоперы. Фитнес-залы закладываются в планировку офисных и жилых зданий. Впрочем, этим никого не удивить. Многие помнят по фильму "Самая обаятельная и привлекательная" о перерывах на обед в советских офисах, когда можно было сразиться в пинг-понг в подвале и т.п.

Но, к сожалению, россиянам в целом сегодня не до спорта. Как уже говорилось выше, регулярно посещают фитнес-клубы только 6% граждан. А по данным Sport communication group, продажи спорттоваров на одного человека в России составляют всего 21 доллар в год (330 долларов – в США, 85 – в ЕС).

Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Самолеты на фритюре: как экотренд навредил рынку продуктов питания
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»