Общество, 21 авг 2006, 12:11

Британские СМИ: Возвращение Большого в Ковент Гарден прошло триумфально

Возвращение Большого в Ковент Гарден прошло триумфально, и празднование пятидесятой годовщины первого исторического визита труппы в Лондон можно назвать удачным. Так писали газеты Великобритании о выступлении труппы Большого театра на знаменитой сцене. Четырехнедельные гастроли оперы, балета, хора и оркестра Большого открылись 25 июля оперой из «нового репертуара» театра - «Огненным ангелом» Прокофьева - и завершились беспроигрышным «Дон Кихотом» Минкуса.
Читать в полной версии

Успешность этих гастролей особенно важна для театра: ведь артисты Большого впервые пели в Ковент Гарден, а пятидесятилетний юбилей празднует балет Большого, и так всегда хорошо принимаемый на зарубежных площадках. Пикантность выступлениям Большого придавал тот факт, что примерно в то же время в Лондоне гастролировала Мариинка - на сцене театра Колизей. Англичане восприняли одновременное пребывание в Лондоне ведущих российских театров как соревнование и неустанно обсуждали эту тему.

В гастрольной оперной афише Большого театра было два «полярных» спектакля: мистическая опера Прокофьева «Огненный ангел», которую поставила в 2004 году модный американский режиссер Франческа Замбелло, и имперский, роскошный, исторически достоверный «Борис Годунов» Мусоргского 1948 года. И зрители, и критика оценили обе оперы более чем благосклонно.

В первый вечер на суд англичан был представлен авангардный «Огненный ангел», вероятно, в знак того, что Большой - уже не тот театр, который гастролирует только с «Лебединым озером» и «Спартаком». Расчет оказался верным: публика встретила овациями постановку сложнейшей, не часто исполняемой оперы Прокофьева. Среди зрителей-слушателей были замечены Принц Майкл Кентский с супругой, Маргарет Тэтчер, члены британского парламента. Приветственное письмо труппе Большого театра направил премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Спектакль оценили как яркий, зрелищный, работу артистов назвали профессиональной, а режиссуру - убедительной. Британским критикам понравились многие певцы: Татьяна Смирнова, Борис Стаценко, Евгения Сегенюк, Александр Науменко, Максим Пастер, Роман Муравицкий. А о дирижере Александре Ведерникове газеты писали, что он добивается «потрясающей игры от оркестра».

Вслед за «Огненным ангелом» настал черед «Бориса Годунова», безусловно, более экзотичного для иностранной публики. Спектакль специально к лондонским гастролям был обновлен, хотя уже в будущем театральном сезоне в репертуаре Большого появится новая версия оперы, которую создаст известный кинорежиссер Александр Сокуров. Грандиозная постановка сталинской эпохи, проработанная до мелочей и в режиссерском, и в сценографическом плане, смотрелась еще более величественной на фоне экспрессионистичности и гротескности «Огненного ангела». И певцы, и оркестр под управлением Ведерникова показали высокий профессиональный уровень. А о молодом солисте Михаиле Казакове в роли Бориса критика говорила как о «настоящем открытии». Конечно, на англичан произвел впечатление и опытный Владимир Маторин, но поскольку в первом показе «Бориса Годунова» на сцену вышел Казаков, большая часть лавров досталась именно ему. Публике полюбились и другие басы из России - Тарас Штонда и Валерий Гильманов. Британская критика отметила и работу Елены Манистиной, Оксаны Ломовой, Ирины Долженко, Виталия Таращенко, Максима Пастера.

Балетный план выступлений в Лондоне - более обширный и разнообразный: от классического «Лебединого озера» Юрия Григоровича до совсем недавно поставленной нынешним главбалом Большого Алексеем Ратманским «Игры в карты». В первый вечер англичанам показали «Дочь фараона» со Светланой Захаровой и Сергеем Филиным в главных партиях. Выбор спектакля и солистов свидетельствуют о том, что руководство театра не хотело рисковать, открывая балетную часть гастролей, и оказалось право. Если вы хотите начать сезон самым счастливым образом, обратитесь к спектаклю, подобному «Дочери фараона», это идеальный выбор для открытия сезона, уверяли британские газеты. «Дочь фараона» поставил Пьер Лакотт - известный мастер по части реставрации старинных балетов - по мотивам одноименного спектакля Мариуса Петипа. Это грандиозное, феерическое действо с роскошными декорациями и стилизованными костюмами. Спектакль всегда очень любили и зрители, и исполнители, несмотря на очевидную музыкальную слабость (Петипа, поругавшись с композитором Пуни, вынужден был ставить танцы без партитуры - музыку потом пришлось "подгонять" под хореографию). Пьер Лакотт изменил либретто, создал свой вариант партитуры, пересочинил танцы, отразив в них особенности современной техники. И не удивительно, что английская критика описывала выступление Большого балета в терминах восхваления: отличный, блестящий, потрясающий, захватывающий, образец элегантности и грации. Были, правда, и критические нотки. Постановку упрекали в легкомыслии («блестящая безделушка»), как будто бы Лакотт и когда-то Петипа ставили философскую драму.

Ситуация в целом повторилась с «Лебединым озером», хотя исполнение партий подверглось более тщательному анализу. Все заметили фразу в одной из газет, что Светлана Захарова и Руслан Скворцов подходили друг другу как ветчина и заварной крем. Критиковалась и работа Григоровича, которого упрекали в том, что он забыл, как в балете рассказывают истории. Но в целом рецензии были положительные. Иначе обстояли дела с «Золушкой». Это совсем новый балет в репертуаре театра, который поставил экс-солист Большого, а ныне премьер Балета Сан-Франциско Юрий Посохов. Постановщики избрали автобиографический подход в трактовке музыки Прокофьева. Это спорный путь для интерпретатора, и театр очевидно рисковал, вывозя балет за границу, тем более что он не понравился московской критике. Лондонские газетчики проявили единодушие с московскими в негативной оценке спектакля.

Другие репертуарные новинки Большого - «Светлый ручей» Ратманского на музыку Шостаковича и одноактные балеты - не оставили и следа от пасмурных настроений, вызванных «Золушкой». Существовала некоторая опасность, что в «Светлом ручье» англичане не распознают за перипетиями взаимоотношений колхозников и других героев советских времен стандартную комедию положений. Но беспокойства оказались напрасными. В Лондоне публика смеялась даже больше, чем в Москве. На успех труппы работало многое: великолепная музыка, зажигательные искрометные танцы, поставленные Ратманским, декорации, оформленные знаменитым художником-постановщиком, академиком живописи Борисом Мессерером, калейдоскоп красочных костюмов, легкая веселая атмосфера, которой пронизана постановка. Критики даже сожалели, что руководство театра больше внимания уделило классическим постановкам, а «Светлый ручей» показали лишь два раза.

Столь же хорошо принимали и одноактные балеты. Самые восторженные отзывы получила «Игра в карты» Стравинского также в постановке Ратманского. В этом тонком, изящном балете под внешней легкостью скрывается глубокое размышление о хореографии как о виде сценического искусства. «Игра в карты» - бессюжетный балет, в котором забавные хореографические миниатюры чередуются с яркими психологическими танцами, в котором постановщик рефлексирует над академическим балетом, классической техникой и амплуа артиста, воплощая свои идеи новым балетным языком. В спектакле заняты лучшие молодые танцоры труппы. Сильное впечатление на англичан произвела и «Пиковая дама» Ролана Пети, абсолютно не похожая на «Игру в карты». Центральный фрагмент спектакля - па-де-де Германа (Николай Цискаридзе) и графини (Илзе Лиепа), от исполнения которого в свое время отказался Барышников, мотивируя свое решение тем, что танец Германа и графини будет выглядеть «не по-русски». Пети перенес на сцену свое видение произведения Пушкина. По его мнению, Герман был готов пойти даже на интимные отношения с умирающей старухой, лишь бы выведать у нее тайну трех карт. От темных тональностей в «Пиковой даме» Большой вернулся к светлым в баланчинской «Симфонии до мажор». Публика рукоплескала Анастасии Яценко, Светлане Захаровой, Марии Александровой, Екатерине Шипулиной, справившимся со сложнейшей хореографией мастера бессюжетного балета и "чистого танца". Завершились гастроли одной из визитных карточек Большого театра - гарантированно успешным классическим «Дон Кихотом».

Итогом четырехнедельного британского тура Большого стала новость о грядущих гастролях театра в Лондоне. Оказалось, что Большой выступит перед лондонцами уже в следующем году - на сей раз на сцене театра «Колизей».

Pro
ФРС начала перезагрузку экономики США. Что будет с долларом и нефтью
Pro
Мировая экономика замедляется. Какие акции и активы защитят инвестора
Pro
Боты, некачественные лиды и другие враги застройщика. Как их побороть
Pro
10 дней неразберихи: как решили вопрос с сертификацией товаров на таможне
Pro
Почему игры из детства влияют на решения во взрослой жизни — Fast Company
Pro
Компания перевела деньги за рубеж, но не получила товар. В чем ее обвинят
Pro
Какие изменения ждут маркетплейсы в 2025 году: прогнозы экспертов
Pro
Скарлетт Йоханссон – в топ-100 самых влиятельных людей в сфере ИИ. Почему