Общество, 21 авг 2012, 04:46

Суд приравнял российские автозаки к пыткам

Верховный суд Коми признал, что перевозки заключенных в автозаках и вагонзаках (специальные вагоны для перевозки осужденных) нарушают права человека. Это первое подобное решение российского суда, пишет сегодня газета "Московские новости".
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Раньше уже заключенные не раз пытались обжаловать в суде "пыточные условия" перевозки, однако суды эти жалобы регулярно отклоняли. Верховный суд Коми принял неожиданное решение, рассматривая кассацию двух заключенных — Дмитрия Васильева и Аркадия Виноградова.

Первого сначала везли в автозаке в компании еще 13 заключенных, а потом посадили в вагонзак поезда Воркута - Москва, где уже находились 11 человек (площадь вагонзака при этом не больше обычного купе). А.Виноградов вначале ехал в автозаке с 8 заключенными, после чего был помещен в вагонзак к 11 другим товарищам по несчастью.

Решение суда, по словам юриста заключенных Эрнеста Мезака, дает им право взыскать денежную компенсацию морального вреда. Иски будут поданы к казне Российской Федерации, заключенные потребуют возместить им моральные и физические страдания в размере 80 тысяч рублей.

Правозащитники отмечают, что в таких условиях в России возят тысячи заключенных. Кроме того, в тех же условиях перевозятся и обвиняемые или подсудимые — граждане, еще не признанные преступниками, а лишь находящиеся под следствием или судом. Нередко в "стакан" - одиночную камеру для тех заключенных, кого нужно отделить от остальных — часто сажают двух человек. При этом площадь "стакана" — около 0,4 кв. м.

Издание напоминает, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), еще в 2005 и 2008гг. рассмотрев похожие жалобы российских зэков, уже признавал, что камеры площадью 0,4, 0,5 и даже 0,8 кв. м непригодны для перевозки заключенного "независимо от времени нахождения автомобиля в пути". Весной этого года ЕСПЧ снова указал на негуманность таких условий перевозок.

Юрист Э.Мезак пояснил корреспонденту газеты, что речь здесь идет об автозаках и вагонзаках Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Их используют для перевозки заключенных или арестантов. На митингах же обычно, если нет форс-мажора, используют оперативные автомобили полиции — это принципиально другие машины, хотя в народе их тоже называют автозаками.

Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто