Общество, 21 окт 2013, 01:04

Забытая программа

Читать в полной версии
Фото: Фото: из личного архива

Еще несколько лет назад трудно было представить, что на уровне чиновников и бизнес-сообщества начнутся споры о том, есть ли необходимость в доступном жилье. Сейчас, спустя четыре года после кризиса, такие споры идут на самом высоком уровне. И в связи с этим мне бы хотелось напомнить всем о федеральной программе «Жилище», которая была принята в 2010 году.

Программа была комплексной, то есть в ходе ее реализации должна была улучшиться ситуация с объектами ЖКХ, инфраструктурными объектами. Но главная цель программы была сформулирована так: «Общей целью национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России». Доступность жилья предлагалось высчитывать следующим образом: «средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из трех человек за четыре года». Семья из трех человек — это родители и ребенок. Проживание семьи такого состава в однокомнатной квартире вряд ли назовешь комфортным. Значит, речь шла о двухкомнатной квартире 54 кв. м. Насколько это применимо к нашему городу?

Средняя зарплата москвичей, как в апреле заявил заместитель мэра города Леонид Печатников, составила 57 тыс. руб. Следовательно, сколько при этом должна стоить двухкомнатная квартира 54 кв. м? 5 млн 472 тыс. руб. — и это если семья четыре года не будет ни есть, ни пить, ни оплачивать коммунальные платежи. Есть ли сегодня в Москве такие цены? И такие компактные «двушки»? Даже в микрорайоне Царицыно, самом доступном предложении в Москве на сегодняшний день, где мы фактически диктовали проектировщикам метраж того или иного помещения, 54-метровая двухкомнатная квартира стоит 5,7 млн.

Да, конечно, мне могут сказать, что все доступное жилье должно строиться на присоединенных территориях. В последнее время именно так называют Новую Москву — «территории». И здесь есть своя сермяжная правда: при отсутствии достойной инф­раструктуры в данном направлении далее чем на 15 км от МКАД, при сомнительной транспортной доступности, при отсут­ствии генплана развития это не город — это дейст­вительно территории. Может быть, доступное жилье там возможно создать, но ни о каком комфортном проживании речи быть не может.

В то же время в Москве огромные площади занимают промышленные предприятия, часть из которых, в свете решения городских властей, так и остается на своих местах. В самом деле, не выведены же государственные учреждения на «присоединенные территории» (хотя одна из целей «присоединения» декларировалась именно так). Почему бы не оставить в пределах МКАД и промышленные предприятия, где основные площади заняты уже давно чем угодно, только не промышленностью. Также в пределах МКАД огромные районы застроены морально устаревшим жильем. А как показали последние события в Бирюлеве, подобные факторы — морально устаревшее жилье и большие объекты производственного и торгового назначения — способствуют образованию стихийных гетто, которые не красят облик нашего города. Сейчас решено вывести Покровскую базу за МКАД. Жаль, что только столь печальные события способны подтолкнуть власти к таким решениям.

Обновление жилого фонда, создание прогрессивных жилых микрорайонов — только эти шаги способны оздоровить социальную обстановку в любом районе Москвы. Потому что, по опыту наших продаж микрорайона Царицыно, покупатели таких квартир — молодые семьи, представители среднего класса, использующие ипотеку, а значит, получающие белый доход, работающие в достойных отраслях экономики. Именно за такими людьми я вижу будущее нашего города.

 

Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива