Читать в полной версии
Добившиеся в последнее время заметных побед на законодательном фронте, российские виноделы не собираются останавливаться на достигнутом. На прошедшей в выходные конференции Союза виноградарей и виноделов России (СВВР) некоторые представители отрасли предложили полностью освободить их от лицензирования. Голосом радикалов стал руководитель хозяйства «Лефкадия» Николай Пинчук, который уверен, что государство не должно вмешиваться в процесс изготовления вина. Присутствовавший на мероприятии бизнес-омбудсмен Борис Титов пообещал отрасли поддержку государства, заявив, что «Путин душою с нами».
Конференция СВВР производила впечатление съезда победителей: участники не скрывали своего оптимизма, а в кулуарах звучал смех и сияли улыбки. Еще два года назад настроение на главном форуме российского виноделия было совсем другим. В разгар жесткой зачистки рынка, устроенной Росалкогольрегулированием (РАР) под руководством Игоря Чуяна, производители вина не скрывали тревог за свое будущее. Даже публичная поддержка со стороны экс-президента страны Дмитрия Медведева и губернатора Краснодарского края Александра Ткачева не выглядела гарантией того, что требования виноделов об особом статусе их продукта будут услышаны.
Однако теперь, похоже, все страхи и тревоги остались позади. Глава СВВР Леонид Попович, не скрывая удовлетворения, сообщил присутствовавшим, что поправки в закон «О госрегулировании алкогольного рынка» (171-ФЗ), недавно внесенные в Госдуму депутатом Виктором Звагельским, уже «ушли в правительство». Предлагаемые изменения в закон дают беспрецедентное послабление для тех, кто делает вино в России из собственного винограда. По сути вино признается сельхозпродуктом, что до момента розлива в бутылки освобождает производителей от дорогостоящих лицензионных процедур и контроля со стороны РАР на этапе сбора винограда и изготовления вина.
Поправки, если они будут приняты, легализуют так называемое гаражное виноделие — маленькие производства, которым сегодня не по карману быть легальными участниками рынка: только оплата издержек, связанных с лицензионными требованиями, превышает для них размер возможной прибыли от реализации продукта.
Еще не все гаражисты осознали до конца перемены в своей жизни, многие до конца не верят в то, что смогут легально называться виноделами. «Надо посмотреть будет. Честно говоря, не очень верится, что мы сможем работать полностью легально», — скептичен микровинодел Геннадий Генераленко. Сейчас он вынужден работать по одной из многочисленных схем, на разработку которых гаражисты — большие мастера. На своих страницах в соцсетях г-н Генераленко продает собственные акварели. Каждый купивший картину в виде бонуса получает ящик вина.
Однако представители больших хозяйств перемены воспринимают как нечто совершенно реальное и призывают ковать железо, пока горячо. Глава хозяйства «Лефкадия» Николай Пинчук — личность известная в мире российского виноделия — считает, что надо добиваться отмены любого лицензирования для производителей вина. «Надо идти дальше, — заявил на конференции г-н Пинчук. — Мы готовы получать лицензии на продажу. РАР вообще не должно вмешиваться в нашу работу. Пусть борется с фальсификатом на рынке, а не объясняет крестьянам, как они должны делать вино».
В кулуарах конференции заявление г-на Пинчука достаточно оживленно обсуждалось участниками. «Вариант, внесенный Виктором Звагельским в Госдуму, в достаточной мере компромиссный, — рассказал РБК daily глава Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. — Если он будет принят, виноделы будут освобождены от лицензии на производство, но будут вынуждены получать лицензии на хранение и поставки. По сравнению с тем, что было раньше, это, конечно, прорыв, однако вполне разумным представлялось бы и полное освобождение виноделов от лицензии». Он пояснил, что если вино признается сельхозпродуктом, то и производители должны иметь те же права, которыми пользуются производители сметаны или колбасы: «Им же не надо получать никаких лицензий вообще. Будет вполне достаточно того, что лицензии будут у оптовиков и розничных продавцов».
Однако не все участники конференции разделяли такой радикальный подход. По мнению руководителя «Шато Ле Гран Восток» Елены Денисовой, виноделам надо не бороться за расширение горизонтов свободы, а выстраивать диалог с регулятором в рамках существующих правил игры. «Если отменить контроль со стороны регулятора, то на рынке появится огромное количество сомнительного продукта, — уверена г-жа Денисова. — И никакие саморегулируемые организации (СРО) не смогут гарантировать того, что рынок будет чистым. Практика показывает, что многие СРО строятся на основе панибратства, каких-то личных взаимоотношений, они будут подписывать по знакомству любые нужные документы без проверок».
Николай Пинчук категорически не согласен с тем, что СРО не является эффективным механизмом по контролю над рынком. «В саморегулируемые организации будут входить очень многие хозяйства. И все понимают, что если кто-то, пользуясь личными отношениями, станет мухлевать и это будет выявлено, то пострадают сразу все. Так что не надо слушать эту женщину», — призвал он.
Прибывший в разгар конференции на личном вертолете бизнес-омбудсмен Борис Титов не стал вдаваться в детали споров виноделов, заверив присутствующих, что у отрасли есть очень высокий покровитель. «Отношение к вину на самом высоком уровне изменилось по сравнению с тем, что было еще несколько лет назад, — обрадовал присутствующих г-н Титов. — Теперь все понимают, что вино — это альтернатива крепкому алкоголю, и ему надо помогать. И наш президент это мнение целиком разделяет и поддерживает нашу отрасль». Борис Титов рассказал, что Владимир Путин лично хотел посетить винодельческую конференцию, но «в последний момент возникли дела». Впрочем, отсутствие президента мало кого из виноделов расстроило.