$150 млн в ускоренном режиме
Один из крупнейших ретейлеров России, «Лента», начал размещение допэмиссии, чтобы привлечь $150 млн. В рамках сделки часть своего пакета бумаг также планирует продать акционер — Европейский банк реконструкции и развития.
Условия размещения
Четвертый по обороту публичный ретейлер России, петербургская компания «Лента» во вторник вечером объявила о начале размещения бумаг, чтобы привлечь около $150 млн. Компания предложит инвесторам глобальные депозитарные расписки (ГДР), говорится в сообщении «Ленты». Также компания объявила, что в рамках сделки часть своего пакета планирует реализовать один из основных акционеров компании — Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Как говорится в документе ретейлера, ЕБРР уведомил его, что планирует продать часть своей доли в форме ГДР в размере $100 млн, «с возможностью увеличить долю до $150 млн».
Размещение бумаг проходит по ускоренной процедуре формирования книги заявок. Организаторами сделки выступают инвестбанки Credit Suisse, JP Morgan и «ВТБ Капитал». После размещения предусмотрен период ограничения продажи акций на 90 дней для ЕБРР и Luna Inc. (представляет интересы одного из основных акционеров TPG Capital). По данным участников размещения, инвесторы ожидают, что «Лента» проведет размещение по $7,7–10 за бумагу. А значит, с дисконтом около 9% к стоимости ГДР на закрытии торгов в Лондоне. По данным источников, за два с половиной часа с открытия книги были собраны заявки на всю сумму размещения.
Привлеченные средства ретейлер рассчитывает направить на финансирование программы развития. Как сообщает компания в раскрытии, средства обеспечат ей дополнительную финансовую гибкость, что, в свою очередь, позволит открыть минимум 40 гипермаркетов в 2016 году (раньше компания планировала открыть в следующем году 32 гипермаркета). Также ретейлер надеется сохранить или увеличить темпы открытия магазинов в 2017-м и в последующие годы.
Инвестор найдется
В конце марта 2015 года в рамках SPO «Лента» привлекла $225 млн. Формирование книги заявок инвесторов тогда тоже шло в ускоренном режиме: прием заявок начался в понедельник, 23 марта, вечером и был окончен в ночь с понедельника на вторник. Тогда «Лента» разместила 35,2 млн новых акций (около 8% от уставного капитала компании) в форме GDR по цене $6,4 за одну ценную бумагу. Это ниже $10, цены первичного размещения ретейлера, которое прошло в начале 2014 года. Тогда акционеры выручили $952 млн за 22% сети «Лента».
При SPO в марте «Лента» указывала, что сделка нужна, чтобы «еще более усилить финансовые показатели, предоставить дополнительные возможности, чтобы ускорить экспансию сети». Организаторы прошлого размещения были те же — Credit Suisse, JP Morgan и «ВТБ Капитал». Ведущим якорным инвестором размещения тогда стал Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).
В материалах для текущего размещения компания указывает, что может быть привлекательной для инвесторов благодаря устойчивому развитию, крупному земельному банку и договоренностям о покупке еще 20 участков, что поспособствует открытию новых магазинов, а также благодаря доступу к значительному объему невыбранного долгового финансирования.
Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева считает, что привлечь инвесторов на такой объем будет не так уж сложно. «Аппетиты развития бизнеса ретейлеров-лидеров сейчас ограничиваются только доступностью финансирования. Компания видит, что сейчас есть новые интересные площадки по существенно более привлекательной цене, чем до кризиса. А в условиях, когда уровень долга к EBITDA около 3, долговую нагрузку уже не так комфортно наращивать», — объясняет Колупаева решение компании о размещении.
По итогам третьего квартала 2015 года «Лента», как и другие публичные ретейлеры, понизила годовой прогноз роста выручки до 29–33% против прежнего диапазона — 34–38%. Как сообщала компания, пересмотр прогноза был сделан из-за волатильного поведения покупателей. Вместе с тем компания повысила прогноз капитальных затрат до конца 2015 года до 35 млрд руб. против около 30 млрд руб., заявлявшихся ранее.
В первом полугодии 2015 года продажи «Ленты» выросли на 33,8%, до 114,9 млрд руб. Чистая прибыль увеличилась на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 3 млрд руб. Общее число магазинов «Ленты» по состоянию на 30 сентября 2015 года составило 149, из них 122 гипермаркета и 27 супермаркетов. Торговая площадь сетей «Ленты» по состоянию на 30 сентября 2015 года составила 787,8 тыс. кв. м (+38,3% по сравнению с показателем на 30 сентября прошлого года).
Во вторник к закрытию торгов на Лондонской торговой бирже бумаги «Ленты» выросли на 2,95%. Капитализация компании составила $3,6 млрд. Основные акционеры сети — TPG (35,5%), ЕБРР (11,49%). Директора и менеджмент владеют 1,14%, еще 51,82% бумаг в свободном обращении.
При участии Альберта Кошкарова