Общество, 21 ноя 2007, 17:51

Ценовая конкуренция может довести страховщиков до банкротства

В прошлом году почти 16 млрд. рублей, которые заплатили корпоративные клиенты страховщикам в качестве взносов, вернулись им в виде "откатов". Это составило 15% всех сборов на российском рынке добровольного страхования юридических лиц.
Читать в полной версии

По некоторым экспертным оценкам, 60% сделок на страховом рынке происходит с помощью "отката". Эксперты придерживаются такого мнения, что когда страховая компания подразумевает "откат", в договоре перечень страховых случаев сведен к минимуму, тарифы занижены, иначе они не могут объяснить, по каким причинам компания демпингует.

Руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) России Илья Ломакин-Румянцев считает, что ценовая конкуренция может довести некоторых страховщиков до банкротства. "Путь, на мой взгляд, тупиковый, он приводит к финансовой неустойчивости страховых компаний, у страховщиков нижней границей страховых тарифов является тариф, который обуславливает их нулевую доходность. Причем страховщики в отличие от остальных поставщиков товаров и услуг получают деньги сегодня, а рассчитываются по обязательствам через продолжительный период времени", - сказал он по телефону в эфире программы "Капитал" на РБК-ТВ.

Эксперты предлагают несколько способов борьбы с "откатными схемами". Председатель коллегии "Николаев и партнеры" Юрий Николаев считает, что собственники предприятий сами должны ограничить полномочия топ-менеджеров в части подписания договора страхования. Топ-менеджер, который привел свою компанию к страховщику, может получить страховое вознаграждение в размере 30% от суммы договора. Плюс к этому ужесточить меру ответственности как топ-менеджера, так и страхового агента в случае обнаружения "откатной схемы".

Руководитель отдела банковских рейтингов агентства "Экперт РА" Павел Самиев считает, что необходимо утвердить более четкие правила для участия страховых компаний в тендерах и конкурсах. Например, по финансовому состоянию, величине уставного капитала, рейтингу кредитоспособности, профессионализму и опыту работы страховой компании - тогда не будет места для "отката" страховой компании. "Откат" – это способ борьбы компании, которая не имеет никаких других шансов победить в тендере, конкурсе, чьи финансовые возможности ограничены.

Но тогда возникнет вопрос, как отделить "откат" от законно заработанного агентского комиссионного вознаграждения, полагает заместитель генерального директора СД "ВСК" Елена Веневцева. Она предлагает бороться с "откатами" по примеру Китая, где по закону человек может оплатить любой товар только по пластиковой карте. "Здесь (в России) можно сделать выплаты комиссионных вознаграждений только по пластиковой карте. Тогда все переводы будут легитимно отражаться в отчетности страховой компании", - говорит она.

Участники рынка считают, что корпоративное страхование станет массовым событием в жизни предприятий через пять лет. Хотя бы потому что работодатель не сможет мотивировать сотрудника, используя только прямые стимулы оплаты труда, он будет вынужден прибегать к другим методам. По мнению заместителя генерального директора СГ "Спасские ворота" Елены Фельгенгауэр, сегодня появилось достаточное количество страховых компаний, которым не нужно платить "откаты", чтобы получить нормальный объект на страхование.

Также страховщики считают, что рынок корпоративного страхования в нашей стране относительно молодой, количество застрахованных объектов мало. Для сравнения: рынком страхования охвачены только 10% потенциально возможного рынка, тогда как на Западе эта цифра доходит до 90-100%.

Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом