Общество, 21 дек 2004, 13:13

Ноймайер поставил в Большом театре "Сон в летнюю ночь"

Большой театр представляет на основной сцене первую балетную премьеру сезона - спектакль "Сон в летнюю ночь" в постановке одного из самых ярких хореографов современности - американца Джона Ноймайера. Балет поставлен на музыку Мендельсона-Бартольди, Лигети и традиционную механическую музыку. Премьерные спектакли пройдут 22, 24 и 26 декабря. "Сон в летнюю ночь" - первая работа Ноймайера в Большом.
Читать в полной версии

"Сон в летнюю ночь" - первая работа Ноймайера в Большом. Мировая премьера балета состоялась в Гамбурге в 1977 году. В 1982 году Ноймайер поставил спектакль на сцене Парижской Оперы, а в 1981 спектакль был впервые показан в СССР труппой Гамбургского балета в Ленинграде на сцене Кировского (Мариинского) театра. Балет ставился также на сцене Венской оперы, в Датском королевском балете, в Шведском королевском балете, в Дрездене. На сцене Большого театра “Сон в летнюю ночь” был впервые показан в 1989 году во время гастролей балетной труппы Парижской оперы.

“Идея постановки балета на сцене Большого театра появилась давно, - рассказал на пресс-конференции в Москве Ноймайер. - Но надо было найти время, выбрать правильную пьесу. Когда я увидел выступления балетной труппы Большого театра в Париже и Лондоне, я понял, что подойдет “Сон в летнюю ночь”. По признанию хореографа, во время возобновления балета для него важно не просто воссоздать работу, а взяв текст, в данном случае музыкальный, посмотреть, как он может быть интерпретирован актерами. "Мне интересно, каков он будет в 2004 году с русскими исполнителями. Понимают ли они его на физиологическом уровне, интересно ли им это, возникает ли благодаря им какая-то новая жизнь у этого балета?” - говорит Джон Ноймайер.

“Мы увидим несколько миров: мир аристократов - под музыку Мендельсона, мир фей - под космическую музыку, мир ремесленников - под музыку шарманки, - говорит Ноймайер. - Концепция спектакля предполагает неоднородное музыкальное пространство: оркестровая музыка будет идти из оркестровой ямы, космическая - отовсюду, а музыка ремесленников - только от их шарманки”. По словам художественного руководителя балета Большого театра Алексея Ратманского, хореография спектакля Ноймайера очень сложна и по координации, и по партнерству. Для актеров Большого театра, привыкших танцевать свободно, это определенные рамки. “Они должны ограничивать себя, чтобы танцевать свободно”, - считает Ратманский.

“Когда я ставил “Сон” для собственной компании много лет назад, - сказал Ноймайер, - я хотел показать балетную труппу, которая может работать как прекрасная театральная, как МХАТ в лучшие дни, например. Чтобы был потрясающий ансамбль, а не иерархическая пирамида балетов ХIХ века. Очень интересно попробовать осуществить это с московской труппой, потому что мне кажется, что Большой очень богат актерскими сценическими характерами…”. Балет в ХIХ веке развивался именно через Мариинский и через Большой театр. “Поэтому для меня огромная честь и привилегия быть частью этого исторического движения, в котором, возможно, мне доведется продвинуться немного вперед вместе с Большим театром”, - признался хореограф.

Джон Ноймайер закончил Университет города Маркетта (штат Мичиган) со званием бакалавра по английской литературе и театроведению. Профессию танцовщика выбрал сам – в семье никто не был связан ни с балетом, ни с искусством вообще. Танцами занимался будучи еще студентом университета, после окончания которого отправился за границу для продолжения и завершения учебы в Королевской балетной школе Лондона и затем в Королевском датском балете в Копенгагене, где занимался у знаменитой Веры Волковой.

В Лондоне в Королевской школе балета Джон Ноймайер изучал классический танец, различные виды танца модерн, но исполнителем чисто классических партий не стал – его индивидуальности ближе были спектакли, где преобладали несколько иные выразительные средства. В 1963 году Ноймайера увидели в Лондоне Марсия Хайде и Рей Барра (премьеры Штутгартского балета), и по их рекомендации он был приглашен в Штутгартский балет, возглавляемый Джоном Кранко.

В 1973 году Ноймайера приглашают в Гамбург с предложением возглавить Гамбургский балет, который под его руководством вскоре стал одним из самых высокопрофессиональных и знаменитых балетных театров мира. До настоящего времени Джон Ноймайер сочинил около 130 оригинальных балетных опусов.

В новом спектакле принимают участие звезды балета Большого театра: Светлана Захарова, Мария Аллаш, Светлана Лунькина, Анна Антоничева (Ипполита-Титания), Николай Цискаридзе, Дмитрий Белоголовцев, Юрий Клевцов, Андрей Уваров (Тезей - Оберон), Нина Капцова, Анастасия Яценко, Марианна Рыжкина (Елена), Владимир Непорожний, Руслан Скворцов, Ян Годовский (Деметрий - офицер), Мария Александрова, Екатерина Шипулина, Анна Ребецкая (Гермия), Андрей Уваров, Юрий Клевцов, Александр Волчков, Денис Савин (Лизандр - садовник), Ян Годовский, Денис Медведев, Морихиро Ивата (Филострат - Пак).

Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
«Недостижимые» $100 за баррель: способны ли США изменить рынок нефти
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Чудо Сингапура. Как за полвека сделать страну одной из богатейших в мире
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
В мире миграционный бум. Экономики каких стран могут пострадать