Общество, 21 дек 2006, 15:15

Обзор рынка приборов для навигации: ГЛОНАСС или GPS

Рынок приборов для навигации набирает обороты в России, его потенциал сравнивают с азиатским рынком – мировым лидером по динамике развития в этой области. Но пока российская глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), созданная еще в СССР, лишь готовится к встрече с массовым потребителем, на международном рынке уже вполне освоилась американская GPS.
Читать в полной версии

По данным ГИС-Ассоциации, мировой рынок навигационных услуг в 2006г. оценивается на уровне 7 млрд долларов. Потребителями на этом рынке выступают в основном автомобилисты и логистические компании. Но есть и другие аспекты применения навигации: родители, например, могут определять местоположение своих детей и т.д.

«На российский рынок навигации приходится порядка 6,5 млн долларов», – рассказал в программе «В фокусе» на телеканале РБК Сергей Миллер, президент ГИС-Ассоциации. Но представители бизнеса дают российскому рынку более высокую оценку. Игорь Петров, коммерческий директор направления «Блаупункт» компании «Роберт Бош», называет сумму в 50 млн долларов всего лишь из предположения, что 2% московских и питерских водителей захотят приобрести устройство для навигации.

Неудивительно, что власти не захотели полностью уступить едва народившийся рынок в пользу американской GPS. Так, 19 декабря Минобороны сняло ограничения на точность спутникового позиционирования – рынок, де-факто существующий в России, теперь легализован. До 19 декабря российскими пользователями GPS де-юре нарушался закон «О государственной тайне». Первые лица страны заявили не просто о легализации рынка, но о намерении развивать коммерческое использование именно российской ГЛОНАСС.

«Бизнес получил сигнал», – выразился Игорь Петров. И, по его словам, к 2009г., когда ГЛОНАСС планируется сделать глобальной, российский рынок уже получит устройства иностранных производителей, позволяющие совмещать GPS или «Галилео» с ГЛОНАСС. «Это как с мобильными телефонами – в разных странах разные стандарты связи». Но вопрос, какую нишу займут на рынке отечественные производители, остается открытым.

Отвечая, одни скептически вспоминают о судьбе российского автопрома и отечественных мобильных, зато другие возлагают надежды на кооперацию с мировыми брендами. Чиновники не против того, чтобы в России размещались иностранные производства – по аналогии с автомобильными заводами, хотя в Роспроме и не скрывают, что навигацию на базе ГЛОНАСС рассматривают как некий катализатор для производства именно российской электроники в целом.

«Мы уже ищем контакты с ведущими мировыми производителями радиоэлектроники», – рассказал в эфире РБК-ТВ Юрий Борисов, начальник управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Федерального агентства по промышленности. По его словам, собственно российскими останутся космическая система ГЛОНАСС из 24 спутников (окончательно будет сформирована к 2009г.) и управление этой системой, и присутствие иностранных компаний в производстве приборов для навигации не исключается.

Впрочем, российская промышленность в порядке эксперимента уже сегодня самостоятельно производит около 20 типов аутентичных приборов, от «наладонников» до профессиональной аппаратуры. Они разработаны под кураторством Санкт-Петербургского российского института радионавигации и времени. Но если высокое качество этой продукции сомнений не вызывает, ее конкурентоспособность по цене – вопрос.

Как бы то ни было, легализация рынка навигации произошла с большим опозданием, считают эксперты. Многие недовольны также и грифом «секретно» на документах Минобороны по снятию ограничений на геопространственную информацию, которые до сих пор не обнародованы. «Мы имеем только косвенный доступ к ним, – рассказал Сергей Миллер, – через членов ГИС-Ассоциации, работающих с Минобороны». Миллер опасается, что в настоящих условиях внедрение ГЛОНАСС будет проходить медленно.

Проблемой для внедрения станет также и отсутствие цифровых карт нужного масштаба. В Роскартографии только задумываются над созданием таких карт для территорий, где они будут пользоваться спросом. А пока качественные картографические базы данных созданы только для Москвы и Санкт-Петербурга. Также предлагаются карты дорог Москва – Санкт-Петербург и Москва – Брест. Качество остальных предложений на рынке электронных карт оставляет желать лучшего.

Дело в том, что на составление и обновление карт по закону тратятся только средства федерального бюджета – из интересов безопасности, но этих средств не достаточно. Возможно, расходы на картографию будут увеличены в скором времени: в уходящем году правительство одобрило «Концепцию создания и развития инфраструктуры пространственных данных», которая предусматривает существенное расширение возможностей финансирования этих работ.

Как бы то ни было, у российского рынка навигационных систем появляется свой акцент – ГЛОНАСС, а чиновники тем временем готовятся к серьезным подрядам в регулируемом сегменте – к госзаказам на оборудование для авиационного, автомобильного, железнодорожного и морского транспорта.

Налогоплательщикам остается дождаться, пока все 24 спутника штатного состава ГЛОНАСС выйдут на орбиту – во всем мире спутники запускаются на бюджетные деньги. К слову сказать, GPS имеет такой же штатный состав, но при этом американская система оснащена 30 спутниками, 6 из которых – запасные. ГЛОНАСС же, несмотря на неоднократные постановления и указы президентов, пока не работает на полную мощность.

Если продолжить сравнение ГЛОНАСС и GPS, нужно отметить «военную нагрузку» обеих систем, что накладывает некоторые ограничения на их использование в гражданских целях – правительство РФ, как и госдеп США, сохраняет за собой право закрывать доступ к системе частным пользователям в чрезвычайных ситуациях. Впрочем, французская система «Галилео» этого «недостатка» лишена, и двусмысленно выглядеть будет устройство с комбинированным приемом сигнала – «Галилео» – GPS или «Галилео» – ГЛОНАСС.

Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Мифы работы с зумерами. В чем ошибаются компании, а что правда
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Теория мертвого интернета. Почему боты вытеснили из Сети живых людей
Pro
Как санкции против Газпромбанка скажутся на энергетическом рынке Европы
Pro
Почему собственнику надо дважды подумать перед выходом из операционки