Общество, 21 дек 2015, 00:25

Конкурент по объявлению

Читать в полной версии
Фото: photoxpress.ru

В 2016 году «Яндекс» выделит свои сервисные подразделения в отдельные компании. РБК узнал, как сервис объявлений «Яндекс.Вертикали» планирует составить конкуренцию лидеру российского рынка Avito.

Объявления на «Яндексе»

В январе 2016 года «Яндекс» выделит в отдельные структуры два подразделения, приносящих ему нерекламный доход, — «Яндекс.Такси» и сервис объявлений «Яндекс.Вертикали». Сервисные подразделения поисковика станут отдельными компаниями, которые получат операционную независимость, но по-прежнему будут консолидироваться в отчетности «Яндекса». Как пояснили РБК в «Яндексе», выделение сервисов поможет диверсифицировать риски и снизить рекламную составляющую в структуре выручки «Яндекса», которая сейчас составляет почти 99%. В компании планируют, что через несколько лет выручка выделяемых этих двух бизнес-единиц достигнет «десятков процентов» выручки материнской компании.

О финансовых показателях новых дочерних компаний «Яндекса» известно мало. Ранее в компании говорили только, что на «Яндекс.Такси» приходится большая часть выручки компании по статье отчетности «другое». Эта статья отражает нерекламную часть выручки «Яндекса», за девять месяцев 2015 года выручка по ней составила 1 млрд руб. из 41,7 млрд руб. общей выручки поисковика. Про «Яндекс.Вертикали», в которую войдут все сервисы объявлений «Яндекса» — «Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа» и «Яндекс.Путешествия», — известно еще меньше: выручка компании отражается в разных статьях отчетности.

На рынке объявлений о покупке и продаже автомобилей «Яндекс» работает с 2008 года, в 2014 году компания купила старейший российский сервис автомобильных объявлений Auto.ru, заплатив его основателю, Михаилу Рогальскому, $175 млн. Эта покупка стала самой дорогой для «Яндекса» за всю его историю. Весной-летом 2016 года «Яндекс» планирует закончить объединение двух своих автомобильных проектов под брендом «Авто.ру» и продолжать увеличивать долю нерекламных доходов сервиса — платежей пользователей за более высокое место объявления в выдаче, платных объявлений от дилеров. Сейчас она уже составляет более половины выручки сервиса, говорят в «Яндексе». По данным TNS Web Index, в сентябре Auto.ru занимал третье место по размеру аудитории среди автомобильных проектов в Рунете после Авто@Mail.ru и Drom.ru. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «Авто.ру Холдинг» в 2014 году составила почти 570 млн руб., чистая прибыль — 255,6 млн руб.

Агрегатор объявлений о продаже и аренде недвижимости «Яндекс.Недвижимость» запустил в 2010 году, а в конце 2014 года сервис начал напрямую принимать объявления от пользователей. После этого часть сервисов, которые «Яндекс» до этого агрегировал — например, Cian.ru — перестали с ним сотрудничать. В конце 2014 года «Яндекс» также запустил агрегатор предложений застройщиков о продаже квартир в новостройках. Сейчас, по словам гендиректора «Яндекс.Вертикали» Антона Забанных, на новостройки приходится уже 30% выручки «Яндекс.Недвижимость».

Сервис «Яндекс.Работа» остается классическим агрегатором, собирающим объявления о вакансиях ведущих профильных сайтов (HH.ru, Superjob.ru, Job.ru и др.) и зарабатывающим только на рекламе.

Весной 2015 года «Яндекс» также запустил сервис «Яндекс.Путешествия». Он агрегирует предложения пакетных туров более 60 крупнейших туроператоров, которые платят «Яндексу» комиссию с каждой проданной путевки (ее размер компания не раскрывает) и за размещение информации о турах.

Конкурент для Avito

Сейчас основной игрок на рынке онлайн-объявлений — основанный шведскими предпринимателями Филипом Энгельбертом и Йонасом Нордландером портал Avito, который начинал с объявлений о продаже подержанных вещей, а в сентябре в ходе сделки по продаже 50,5% акций южноафриканскому холдингу Naspers был оценен в $2,7 млрд. Капитализация «Яндекса» на NASDAQ в пятницу составляла около $4,7 млрд. Выручка Avito в 2014 году выросла почти вдвое — до 4,3 млрд руб. и продолжает расти. В III квартале 2015 года Avito заработал 1,75 млрд руб. (рост на 56% год к году), а по итогам 9 месяцев — 4,5 млрд руб. В октябрьском исследовании российского рынка онлайн-объявлений аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что выручка сайта по итогам 2015 года должна составить 6,5 млрд руб., а к 2018 году — утроиться до 18,7 млрд руб. Рентабельность по EBITDA, которая по итогам третьего квартала составляла 58,5%, уже в следующем году достигнет 70%, прогнозирует Goldman Sachs.

Рынок объявлений о продаже и покупке автомобилей, недвижимости и предложений о вакансиях сегментирован — на нем много региональных игроков, и оценивать его сложно, говорит гендиректор компании «Пронто Медиа» (ранее издавала газету «Из рук в руки», сейчас владеет сайтами объявлений Irr.ru и Job.ru) Николас Дадиани. «Предположим, что за пределами Avito они создают рынок приблизительно еще на 3 млрд руб., тогда общий размер рынкао бъявлений в Рунете в 2015 году составит около 12 млрд руб», — предполагает Дадиани.

Аналитики Goldman Sachs в своем исследовании прогнозируют, что к 2020 году Avito станет лидером российского рынка в категории general classifieds, в которой будет занимать 98% рынка. Но этот сегмент будет самым незначительным в финансовом выражении: его объем составит $61 млн (около 4,3 млрд руб.), в то время как весь российский рынок онлайн-классифайдов вырастет почти в 4 раза, до 47 млрд руб. ($667 млн), считают в Goldman Sachs. Сегмент онлайн-объявлений о недвижимости в 2020 году эксперты Goldman Sachs оценивают в $242 млн (17 млрд руб.), автомобильных объявлений и объявлений о работе — по $182 млн (около 13 млрд руб.) каждый.

РБК поговорил о планах и перспективах развития «Яндекс.Вертикали» с Антоном Забанных, который с начала года возглавит новую компанию.

«Самостоятельность порождает скорость»

— В следующем году впервые в истории «Яндекса» в отдельные юридические структуры будут выделены две компании — «Яндекс.Вертикали» (см. справку) и «Яндекс.Такси». Зачем это было нужно?

— Юридическое выделение компаний — это попытка для нескольких коллективов создать полноценные рыночные условия работы. Это попытка сделать так, чтобы для нас де-факто и де-юре, и в том числе в финансовом плане, основной задачей была не проектная деятельность и не только разработка продукта, а именно создание бизнеса. Сложно считать расходы, эффективность принимаемых решений, когда ты живешь в общем бюджете в общих условиях. А самостоятельность порождает еще и скорость, и ответственность. В общем, делается ставка на то, что через несколько лет мы станем значимым процентом в выручке всей группы компаний «Яндекс».

— Планирует ли «Яндекс» за счет выделяемых компаний снижать долю рекламных доходов в своей выручке? Где сейчас сосредоточены доходы вертикалей?

— В компании все хотят, чтобы доля доходов от сервисов росла. Сейчас мы не выделены в отчетности «Яндекса» никакими самостоятельными строчками, «размазаны» по разным статьям, по отдельности компания пока их не раскрывает.

— Какие строите планы роста выручки?

— В 2016 году мы хотим вырасти примерно на 50%. Если говорить про перспективу трех лет, рассчитываем на рост выручки и капитализации отделяющейся компании в несколько раз. Впрочем, планировать на такой срок — неблагодарная штука.

— «Яндекс.Вертикали» и «Яндекс.Такси» — это попытка заработать «второй миллиард» выручки, о котором говорил в одном из своих интервью Аркадий Волож?

— «Второй миллиард», по словам Аркадия Воложа, — это про выход на новые рынки и новые проекты, например, в сфере big data. Сейчас перед нами не стоит планов удвоить выручку «Яндекса», скорее речь о том, чтобы дорасти до доли в десятки процентов.

— Сервисы «Яндекса» агрегируют уже опубликованные на других площадках предложения или сами принимают объявления?

— В 2010 году открылись агрегационные сервисы «Яндекс.Авто» и «Яндекс.Недвижимость». Их цель была «запылесосить» все объявления в интернете внутрь себя и давать по ним удобный поиск. Таким образом партнеры получали трафик, а мы монетизировались за счет рекламы. Теперь мы от этой модели постепенно уходим — рынок меняется, его участникам становятся интересны другие форматы.

С покупкой «Авто.ру» (старейший сайт объявлений о продаже и покупке автомобилей Auto.ru. — РБК) мы ушли от предыдущей модели совсем: мы раздаем не трафик, а покупателей и звонки, и уже не агрегируем объявления. С «Яндекс.Недвижимостью» та же история: первоначально сервис был агрегатором объявлений, но в декабре 2014 года мы начали принимать объявления напрямую. Правда, при таком подходе есть масса проблем, но мы их решаем.

— Каких именно проблем?

— Ключевая — качество информации. Знаете, вообще все, чем мы занимаемся, — это очень неудобные для людей сферы. Допустим, вы хотите купить машину. Казалось бы, покупка нового автомобиля — более комфортный сценарий, чем попытка найти хорошую подержанную машину. Однако, определившись с маркой, вы нигде не сможете посмотреть, какие машины сейчас есть в салонах в наличии. Придется объезжать эти салоны, общаться с менеджером, который будет деловито зачитывать список опций каждого автомобиля, не называя цену. Вы будете с ним чай пить, есть урюк, и только после этого он наигранно пойдет узнавать у своего руководителя, какую цену вам назначить. Это безумно долго, учитывая то, что автосалоны находятся на окраинах города.

С подержанными автомобилями все еще хуже. Есть объявления, которые вроде о каких-то объектах из физического мира, но насколько они правдивы — вообще никому непонятно. Вы договариваетесь о встрече с продавцом, а машина оказывается в совершенно ином состоянии — например, плохо отремонтирована или сварена из двух машин. Вы потратили три часа времени на дорогу и разговоры и ничего не добились.

Мы хотим эту непрозрачность, этот хаос устранить. Хотим проникнуть в реальный мир, чтобы сэкономить людям время. Мы не хотим быть просто досками объявлений, хотим стать объективным средством выбора.

— За «Авто.ру» в июне прошлого года «Яндекс» заплатил $175 млн. Зачем вы купили компанию? Почему не создали сервис сами?

— Создать сервис по приему объявлений легко. Сложно сформировать из него сильный бренд. «Авто.ру» это удалось, но под натиском конкурентов этот проект уже начинал терять свои позиции на рынке. Поэтому для нас это покупка была экономией времени, покупкой готового бизнеса, который понятно как дальше развивать.

— Весной этого года вы запустили четвертое направление — «Путешествия». В нынешних политических и экономических условиях вам не кажется странным делать ставку на продажу туров?

— В компании уже есть примета: когда в «Яндексе» собираются запускать «Путешествия», в стране начинается кризис. Первый раз мы планировали запускаться в 2008 году, но отложили из-за обстановки. В этом году запустили, но опять «вовремя»: люди значительно меньше стали ездить за границу, и количество стран, в которые можно уехать, уменьшается. Но у нас есть не только туры за границу — мы продаем и российские туры. А прошлым летом неожиданно самым быстрорастущим регионом сервиса стала Абхазия.

Поиграть в «Путешествия» мы давно хотели. По аналогии с другими сервисами пакетные туры — рынок абсолютно дикий. Стоят какие-то киоски на улице, ты туда заходишь, тебе что-то продают. Сейчас «Яндекс.Путешествия» — удобный сервис. Нажимаешь кнопку — тебе показываются даты, цены, опции дополнительные. Сервис агрегирует предложения туристических компаний, которые продают туры. Эти фирмы платят нам за размещения и комиссию с продаж туров. Сервис получился приятный, но это пока не бизнес.

— Закрывать не собираетесь?

— Убивать сервис точно не будем. «Яндекс.Путешествия» для нас — стартап внутри стартапа, в котором работает несколько людей. Подобные венчурные проекты имеет смысл пробовать и развивать — вдруг что-то из этого вырастет.

Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент