Яхты швартуются на Востоке
Европейские производители яхт премиум-класса процветают благодаря растущему спросу со стороны развивающихся стран. Любители роскоши, готовые выложить за быстроходное судно более 15 млн евро, обеспечили рынку в прошлом году рост в 2%. На яхте, которая большую часть года простоит в гараже, должны быть все атрибуты dolce vita — бассейн, караоке-студия и специальная комната для игр в маджонг.
Вообще сегмент яхт является самым слабым звеном в индустрии люкса. Согласно прогнозу Bain & Co, в 2012 году общие продажи производителей предметов роскоши достигнут 743 млрд евро. Выручка от реализации яхт составит всего 7 млрд евро, а рост в годовом исчислении — 2% (самым прибыльным сегментом являются автомобили с 290 млрд евро продаж, а самым быстрорастущим — на 18% в год — отели). Однако, несмотря на скромные долю и рост, европейские производители люксовых яхт чувствуют себя неплохо. В первую очередь это касается британских компаний Princess Yachts и Sunseeker, которые во время кризиса не только показали рост продаж на 5%, но и сумели потеснить конкурентов из Греции и Италии. «Нашим клиентам неважно, упадет ли на несколько процентов ВВП Китая или впадет ли Великобритания в тройную рецессию. Это никак не влияет на их финансовые возможности», — цитирует The Wall Street Journal управляющего директора Sunseeker Стюарта Макинтайра.
«Нынешних покупателей роскошных яхт можно разделить на две группы. Это судовладельцы, которые на время кризиса решили повременить с приобретениями, а сейчас вернулись, чтобы обновить флот. А также новички, которые сумели за последние годы приумножить состояние», — рассказала РБК daily управляющий директор британского брокерского дома Berthon International Сю Грант.
Главными рынками сбыта роскошных яхт являются США, Австралия, Новая Зеландия и Канада. Другие важные площадки — страны БРИК, особенно Бразилия и Китай. Заинтересованность китайцев лишний раз подтвердилась после того, как в 2012 году Shandong Heavy Industry Group выкупила за 175 млн евро 75% отягченного долгами итальянского производителя Ferretti. В свою очередь, богатых бразильцев не останавливает от покупки яхты 100-процентная импортная пошлина. Стратегически важными рынками для производителей также являются Колумбия, Мексика, Индонезия, Вьетнам, Египет, Турция и ЮАР.
Эксперты отмечают, что после финансового кризиса клиенты начали тратить деньги иначе. «Покупатели теперь ценят анонимность. Суммы остаются большими, но теперь они хотят получить товар быстрее», — отметил Крис Гейтс, управляющий директор французского конгломерата LVMH (совладелец Princess Yachts). Время между покупкой и доставкой яхты сократилось с 18 месяцев до года. Как правило, производители используют стандартный корпус и надстройку, а вот начинку — винный погреб, джакузи, комнату для караоке или игорный зал — покупатель подбирает по своему вкусу.
«Сейчас одним из главных требований для яхты является возможность совершать на ней путешествия на большие дистанции — богатые яхтсмены могут провести в море от нескольких дней до 12 недель. Естественно, клиенты не сильно задумываются о расходах на топливо. Когда выкладываются такие суммы, это последнее, что может их беспокоить. Хотя некоторые спрашивают, насколько сильно выбросы топлива вредят окружающей среде. Кроме того, судно должно оставаться проворным, несмотря на габариты», — отметила г-жа Грант.
По данным журнала Superyacht International, в среднем покупатель готов отдать за новую роскошную яхту на 20—30% больше запланированного на покупку бюджета.