Планы на UTair
Два лидера российского авиарынка – «Аэрофлот» и «Сибирь» – просят правительственных чиновников не поддерживать падающий UTair и выражают готовность подхватить его пассажиров, если компания встанет. За клиентов UTair, занимающей около 10% рынка, есть смысл побороться в условиях сокращающегося спроса на авиаперевозки.
«Аэрофлот» и «Сибирь» обратились в конце 2014 года с письмом к первому вице-премьеру Игорю Шувалову о готовности перевезти пассажиров испытывающей финансовые сложности авиакомпании UTair, если она прекратит работу, сообщил вчера Интерфакс со ссылкой на текст письма.
Наличие письма к вице-премьеру подтвердили представители авиакомпаний. Перевозчики предложили свою помощь по оздоровлению авиационной отрасли и ряд мер по разрешению проблем, которые могут возникнуть в результате ухода с рынка некоторых участников, объяснил представитель «Аэрофлота». Авиакомпании могут взять на себя перевозку купивших билет пассажиров других авиакомпаний, покинувших рынок, объяснил представитель «Сибири». Адресная поддержка отдельных игроков рынка негативно скажется на всей отрасли, создав неравные конкурентные условия для отдельных компаний, подчеркнул он.
Представитель Шувалова отказался от комментариев. Наличие письма подтвердил РБК попросивший об анонимности источник в правительстве. Речь в нем идет именно о UTair, утверждает он. Обе авиакомпании предлагают отказаться от идеи государственной поддержки тюменского авиаперевозчика и готовы «подхватить» его пассажиров, объяснил он.
UTair, обремененная многомиллиардным долгом, испытывает проблемы начиная со второй половины прошлого года. В декабре в презентации для инвесторов компания сообщала, что ее долг, включая лизинг самолетов, превысил 167 млрд руб., в том числе 63,6 млрд руб. перед банками и еще 85,2 млрд руб. перед лизинговыми компаниями. При этом UTair ожидала по итогам 2014 года около 74 млрд руб. выручки.
В этих условиях компания уже ведет и переговоры, и судебные тяжбы с кредиторами. Самый непримиримый из них– Альфа-банк, который уже требует в судах заплатить $42,4 млн и 116 млн руб.
С середины прошлого года в UTair действует программа сокращения затрат. По ней она избавилась от части нерентабельных маршрутов. А еще собирается сократить количество самолетов с 117 до 71 и вертолетов – с 143 до 39.
В конце декабря вице-премьер Аркадий Дворкович в интервью телеканалу «Россия 24» сказал, что неиспользованный в 2014 году остаток государственных гарантий по кредитам могут получить авиаперевозчики. Среди проблемных авиакомпаний, нуждающихся в поддержке, – UTair и «Трансаэро», сказал вице-премьер. При этом накануне его заявления «Трансаэро» получила от правительства гарантию на 9 млрд руб.
За пассажиров UTair имеет смысл побороться, полагает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его оценке, тюменская авиакомпания занимает около 10% рынка, перевезя в прошлом году примерно 8 млн человек, включая чартерных пассажиров для компании «Анекс тур». Получив на падающем рынке новых клиентов, «Аэрофлот» и «Сибирь» смогут повысить заполняемость кресел, которая в среднем по рынку составляет около 75%, отмечает эксперт.