Общество, 22 янв 2015, 00:25

Пекин против барреля

Читать в полной версии
Фото: AP

20 января Национальное бюро статистики Китая сообщило, что в 2014 году ВВП страны вырос на 7,4%. Это самый слабый показатель с 1990 года. Вскоре после публикации статистических данных стоимость барреля нефти Brent снизилась на 1%. Инвесторы отреагировали на замедление китайской экономики – оно может оказаться важнейшим фактором, препятствующим восстановлению нефтяных цен.

По итогам 2014 года важнейшими тенденциями, толкавшими цены на нефть вниз, были «сланцевая революция» в США и сопутствующий ей переизбыток предложения. В будущем стоимость нефти, скорее всего, будет оставаться на низком уровне из-за ситуации на другой стороне рыночного уравнения – на стороне спроса. Он все активнее перемещается во вторую крупнейшую экономику мира.

Еще в 2013 году Китай начал обходить США по объемам импорта сырой нефти. Эта тенденция продолжилась и в прошлом году. Значительную роль Китая в нефтяном ценообразовании отмечали аналитики французского банка Societe Generale. По их оценке, которую приводит The National Interest, интеграция страны в систему мировой торговли, кульминация которой наступила в 2001 году во время вступления во Всемирную торговую организацию, стала одним из факторов роста стоимости нефти с $20 до $100 за баррель. В 2015 году Китай еще плотнее вовлечен в мировую экономику и торговлю. Таким образом, любое снижение темпов роста китайского ВВП замедлит рост спроса на ресурсы, включая сырую нефть и продукты ее переработки.

Торможение гиганта

Замедление китайской экономики прогнозировалось экспертами на протяжении многих лет. У ведущих нефтяных экспортеров и отраслевых организаций – ОПЕК и Международного энергетического агентства (МЭА) – в их средне- и долгосрочных прогнозах уже учитывается снижение роста китайского ВВП. Например, в «Мировом нефтяном прогнозе 2014» (World Oil Outlook 2014) картель точно предположил, что в 2014 году китайская экономика вырастет на 7,4%. В 2015–2016 годах ее рост составит 7,2%, а к 2019 году снизится до 6,8%.

Спрос на нефть со стороны Китая в ближайшие годы останется на неизменном уровне. ОПЕК предполагает, что в 2015 году он составит 10,7 млн барр. в сутки, а еще через четыре года увеличится лишь на 1,5 млн барр. в сутки.

В своем январском прогнозе 2015 года по спросу на сырую нефть другая профильная международная организация – МЭА – признала, что снижение спроса на нефть из-за замедления мировой экономики стало важным фактором, толкавшим нефтяные цены вниз. В этом году спрос на нефть вырастет не более чем на 900 тыс. барр. в сутки. Такой же прогноз МЭА давало в декабре прошлого года.

В 2013–2014 годах основное внимание аналитиков нефтегазового рынка было привлечено к «сланцевой революции» США. На фоне событий в Западном полушарии ситуация в Китае отошла на второй план. Однако в самом конце прошлого года – начале 2015 года резко подешевевший баррель Brent заставил экспертное сообщество внимательнее присмотреться к скрытым причинам возможной «эпохи дешевой нефти». В отличие от международных организаций отдельные эксперты куда свободней в своих оценках влияния Китая на нефтяные цены.

Наиболее последовательно влияние спроса на нефтяные цены в конце прошлого года исследовал профессор Бауэрского бизнес-колледжа Крейг Пирронг. В своем блоге он утверждает, что на нефтяном рынке во второй половине 2014 года не было перепроизводства. Рост добычи в США сопровождался перебоями с поставками из Ливии и снижением нефтедобычи в Мексике. В этих условиях падение цен на нефть может объясняться только снижающимся спросом, особенно в Китае. В доказательство этой версии Пирронг приводит данные по другим видам сырья – железной руде и меди. Первая за прошлый год подешевела почти на 50%, а вторая потеряла 15% с июня.

Другие специалисты считают замедление китайской экономики лишь последствием глобального процесса ее перестройки. Сейчас модель экономики КНР находится в процессе коренных перемен от экстенсивного и экспортно-ориентированного к интенсивному, основанному на услугах и обслуживании внутреннего спроса. Об этом открыто заявляют как высшие китайские официальные лица, так и государственные СМИ. Новые принципы китайской экономики не будут способствовать росту спроса на нефть – они предполагают основные затраты в наукоемких отраслях, мало зависимых от топлива.

Наконец, у КНР просто нет «преемника» – страны или региона, который мог бы взвинтить спрос на сырую нефть, а вместе с ним и цены. «Новая нормальность» – термин, придуманный в 2010 году для характеристики посткризисного мира, который будет отличаться низкими темпами экономического роста, – вполне применим и к сырьевым рынкам.

Удачное совпадение

Китай – один из основных бенефициаров падения цен на нефть. По оценкам МВФ, снижение нефтяных цен позволит КНР увеличить свой ВВП в этом году на 0,4–0,7 п.п., а в следующем – на 0,5–0,9 п.п. Аналитики Bank of America Merrill Lynch полагают, что на каждое 10-процентное снижение стоимости нефти ВВП Китая увеличивается на 0,15%.

Низкие цены на нефть помогут Китаю не допустить обвального падения экономического роста, благодаря которому в стране и создается средний класс. Дешевая нефть, как пишет The Wall Street Journal, поможет оживить рост китайской промышленности. Но в ближайшие годы это вряд ли поможет радикально нарастить нефтяное потребление, а значит, и повысить нефтяные цены.

Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России