Китайская колея мирового автопрома
Западный автопром расширяет свое присутствие в Китае, несмотря на участившуюся критику со стороны местных СМИ и попытки властей создать конкурентные преимущества для национальных производителей. КНР к 2015 году станет крупнейшим авторынком мира, и иностранцы рассчитывают именно здесь получать львиную долю своей прибыли, считает директор Центра автомобильных исследований (CAR) при университете Дуйсбурга-Эссена профессор Фердинанд Дуденхеффер.
Западные автопроизводители были серьезно озабочены недавней массированной критикой китайских СМИ и властей в адрес Volkswagen и Mercedes. Мэтров немецкого автопрома обвинили в недостаточно высоком качестве автомобилей. Причины нападок, по мнению г-на Дуденхеффера, очевидны: усилия Пекина по увеличению присутствия китайских производителей на отечественном рынке легковых машин успехом пока не увенчались. В 2012 году доля самых успешных из них — Chery и BYD составила 3,5% (466 тыс. проданных авто) и 3,2% (423 тыс.) соответственно. Вне конкуренции же остается Volkswagen (2,109 млн), за ним следуют Hyundai (около 0,9 млн), Toyota (0,785 млн) и Nissan (0,752 млн).
Г-н Дуденхеффер рекомендует иностранным концернам внести коррективы в свою стратегию и в первую очередь активнее сотрудничать с государственными фондами КНР. На этом поприще уже преуспела General Motors, которая в прошлом году благодаря своим СП продала рекордное число пикапов и легких грузовиков в Китае — 2,8 млн единиц.
Открывшийся в минувшие выходные 15-й Шанхайский автосалон продемонстрировал, что многие западные компании готовы к переменам, делая долгосрочную ставку на китайский рынок. В штаб-квартире Opel в Рюссельсхайме РБК daily сообщили, что после пятилетнего отсутствия на Шанхайском автосалоне концерн вновь возвращается сюда, представляя Insignia ST (Sports Tourer), Astra GTC и Zafira Tourer. «Мы презентуем три новые модели, которые должны заинтересовать в первую очередь молодое поколение китайцев», — отметил директор Adam Opel по международным операциям Юрген Келлер. Так, Insignia ST поступит к дилерам Opel в Китае вскоре после завершения Шанхайского автосалона, а Zafira Tourer и Astra GTC — во втором полугодии. В КНР Opel пока имеет 22 дилера, которые реализовали за прошлый год 4,5 тыс. авто.
По мнению аналитиков CAR, Volkswagen, BMW и Mercedes с каждым годом будут уделять китайскому рынку все больше внимания. Согласно прогнозу, в 2015 году уже 30% всех новых автомобилей этих концернов будет покупаться в Китае, а к 2020 году доля Поднебесной составит 36%. Впрочем, китайский рынок и сейчас является для этой тройки самым важным: в прошлом году они реализовали на нем 3,342 млн машин (26,4%).
В 2000 году объем рынка легковых автомобилей в Китае составлял 614 тыс. единиц, а в 2007 году — уже 5,7 млн (второе место в мире). Не позднее 2015 года Поднебесная обгонит США, прогнозируют в CAR. По самым скромным оценкам, к 2020 году в КНР будет продаваться 22,5 млн автомашин, а в 2030 году там будут покупать легковых автомобилей больше, чем в Северной Америке, Западной Европе и Японии вместе взятых. За первые два месяца нынешнего года в Китае продано 2,5 млн авто (рост 28% по сравнению с тем же периодом прошлого года).
Динамика продаж легковых автомобилей в Китае, млн ед.
Год |
Количество |
2000 |
0,6 |
2005 |
3,1 |
2010 |
11,3 |
2011 |
12,2 |
2012 |
13,2 |
2013* |
14,3 |
2014* |
15,3 |
2015* |
16,4 |
2020* |
22,5 |
2025* |
30,2 |
2030* |
38,5 |
* Прогноз. Источник: CAR, Германия
Продажи автомобилей в Китае в 2012 г., тыс. ед.
1. |
Volkswagen |
2109 |
2. |
Hyundai |
896 |
3. |
Toyota |
785 |
4. |
Nissan |
752 |
5. |
Buick (GM) |
701 |
6. |
Chevrolet (GM) |
686 |
7. |
Honda |
589 |
8. |
Kia |
506 |
9. |
Chery |
466 |
10. |
BYD |
423 |
11. |
Ford |
423 |
12. |
Audi |
399 |
13. |
Great Wall |
381 |
14. |
BMW |
291 |
15. |
Suzuki |
256 |
Источник: CAR