«Дипломатия у нас к добру не приводит»
Производство пива в России резко сокращается, заводы закрываются по всей стране. В интервью РБК президент и владелец «Очаково» Алексей Кочетов рассказал, что отдельные виды продукции приносят ему убытки в 5–6 руб. с бутылки, но продавать бизнес транснациональным компаниям он не собирается.
«Такие законы, чтоб грохнулась отрасль»
— Как вы оцениваете итоги 2014 года на рынке пива?
— Ну что, мои прогнозы сбылись. Я в свое время говорил, что будет падение в 2014-м на 7,5–8,5%, в итоге на 8,6% упал рынок, до 766 млн дал [производство по данным Росстата]. Это сокращение всего-навсего на 74 млн дал по сравнению с предыдущим годом, но нужно смотреть шире. В 2007-м пивная отрасль произвела 1,147 млрд дал! То есть дикое падение за несколько лет, почти на треть.
Теперь эти цифры переведу в деньги. С одного проданного декалитра пива государство получает всех видов налогов аж 326 руб. Получается, в результате политики и недальновидности чиновников профильных ведомств наше государство потеряло в 2014 году порядка 400 млрд руб. «Очаково» за прошлый год заплатило 7,5 млрд руб. налогов. Вроде бы государство должно уважать «очаковцев», но мы, к сожалению, получаем сплошной негатив. И никто не отвечает за то, что огромнейшие деньги не поступают в бюджет из-за падения производства в пивоваренной отрасли.
Иногда у меня такая мысль появляется: почему сегодня такие инициативы рассматриваются, подписываются, утверждаются, которые ухудшают работу промышленности? Тут можно сказать: «Вот он защищает пивоварение». Да ничего я не защищаю. Я, наоборот, говорю: пусть примут такие законы, чтоб грохнулась отрасль. Тогда наконец-то и начнут разбираться: почему отрасль развивалась, приносила столько денег и почему вдруг упала?
— Возможно, влияет общая негативная ситуация в экономике?
— Сегодня все говорят: санкции и все прочее. А я считаю, что виноваты не санкции, а виноваты во всем наши правители: они принимают законы, которые не способствуют развитию сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, я уж не говорю о промышленности. Не нужно быть большим экономистом, чтобы понять, что мы как страна зависим от импорта. Мы сидим на нефтяной игле. Вы зайдите в любой хозяйственный магазин, посмотрите: гвозди, болты, гайки — чьи? Я уж не говорю про электронику. У нас отечественного почти ничего нет. А чтобы товары были в магазинах, надо же валюту тратить. А цена-то на нефть упала.
Возвращаясь к пивоваренной отрасли: в последнее время закрылось восемь крупных пивоваренных заводов, и, по моим прогнозам, в ближайшие два года рынок пива снизится до 700–750 млн дал. А если примут законопроект о ПЭТ [об ограничении продажи пива в пластиковой упаковке], мы спустимся еще ниже. Я думаю, что среднедушевое потребление будет примерно 40 л на человека [в год; в 2014-м показатель в России, по оценке Carlsberg, 55 л]. Это уровень потребления пива в Африке.
— То есть основная проблема в чиновниках?
— Сегодня я могу сказать: «Я создал столько-то рабочих мест, я построил столько-то заводов и т.д.» Конечно, это не я один, мы сделали это вместе с командой. Пусть кто-нибудь из чиновников скажет: «А что я за период правления сделал для развития промышленности, сельского хозяйства или сферы услуг?» Жизненный уровень снизил? Да, это можешь в актив записать. Что сегодня массово разоряются предприятия? Да, в актив можешь записать. Тут недавно прочитал интересную статью. Она касалась сингапурца, царство ему небесное...
— Ли Куан Ю.
— Да. Он в свое время был в России. Он был удивлен увиденным и сказал: «Как страна, имеющая столько полезных ископаемых, имеет такой нищий народ?» Именно об этом надо задуматься, задаться этой мыслью нашим руководителям, думцам: как это мы умудряемся при таком богатстве жить, как нищая страна? Мы что-то о мрачном заговорили. А что хорошего можно о России сказать? Этот человек из Сингапура был профессионалом высшей марки. Он демократию послал подальше. Взял взятку — голову отсекли. И сегодня это страна с высоким жизненным уровнем и с большой продолжительностью жизни.
— Чиновники со ссылкой на социологов говорят о том, что в России снижается потребление алкоголя. Вы согласны?
— Нет, я не знаю, где они берут эту статистику. Такое ощущение, что рисуют что хотят. Социологи делают опрос людей, имеющих доход средний и выше, причем из крупных городов. Те говорят: «Я выпиваю, может быть, за неделю рюмку коньяка с друзьями». Социологам надо спуститься в глубинку, в районные центры. Проблема пьянства сегодня в бедности, когда у человека нет денег, чтобы детей отправить учиться, нет денег дом отремонтировать, нет денег съездить отдохнуть. Что в итоге? Человек получил пенсию или где-то копейку достал, и он тут же ее пропивает. Это бич сегодня. Мы никак не можем понять, что жизненный уровень определяет бытие человека. Он или накапливает на что-то — машину, например, покупает — или он остатки пропивает. Жизненный уровень стоит на месте, а то и падает, цена на пиво высокая. Люди, кто пиво пил, берут водку, а то и самогон. Если ты выпьешь литр пива, ты не захмелеешь. А если выпьешь стакан водки — мозги набекрень.
«Конечно, мы их послали по-русски»
— Вы вышли из Союза российских пивоваров в 2010-м, не найдя понимания у представителей транснациональных пивоваренных компаний. Почему не получилось работать вместе?
— Знаете, я вообще человек резкий, открытый, называю вещи своими именами. А иностранцы не могут говорить так, как я, не могут высказываться жестко и объективно. Они объясняют мягко, дипломатично. Ну, а дипломатия в наших условиях к добру не приводит.
— Девальвация рубля отразилась и на вашем бизнесе? Какова у вас доля импортной составляющей в себестоимости?
— Хмель у нас импортный.
— Весь?
— Конечно, какая-то доля российского только сейчас начала появляться. Берем в Чувашии максимально, что они могут дать [Чувашия — крупнейший производитель хмеля в России]. Но они не могут все потребности покрыть. Второе — алюминиевая банка, ее стоимость привязана к валюте. Сахар тоже привязан к валюте: Россия закупает сахар-сырец. Цена на ПЭТ — это же удивительно — тоже выросла. Цены на нефть упали, а на ПЭТ — возросли. Это наша действительность.
— А вы у «Сибура» сырье для ПЭТ-тары закупаете?
— Да, и у «Сибура» тоже.
— Насколько вам сейчас нужно поднять цену с учетом роста всех издержек, чтобы работать с прибылью?
— Сейчас больше чем на 57% номенклатуры нужно повышать цену.
— На рубль-два или на все десять?
— Сейчас мне отдельные виды продукции приносят убытки 5–6 руб. с бутылки. Посмотрим, например, пиво в упаковке 2,5 л... [ищет в документах цифры]. Убыток с каждой бутылки — 4,5 руб. c учетом всех расходов и выплат. Но мы за счет своего огромнейшего ассортимента как-то выживаем. Вы вправе задать вопрос: как вы собираетесь дальше жить? Я надеюсь, что этот кризис долго не будет продолжаться.
— Вы производите 70 напитков в разных категориях. Какая доля выручки приходится на пиво, на квас?
— На пиво — 60%, на квас — 30%, на все остальное — 10%.
— В этом году вы начали выпускать соки. Рассчитываете, что они станут такой же большой категорией для «Очаково», как квас?
— Да нет, с соками совсем по-другому. Сок — это зимний продукт, летом его мало пьют. И его не так пьют, как квас, сока больше стакана не выпьешь. Для нас важно, чтобы каждое направление позволяло нам зарабатывать какую-то копейку. Моя идеология сегодня в том, чтобы денег хватило на налоги и на зарплату, потому что надо выжить.
— Вашу Южную винную компанию в Краснодарском крае вы хотели продавать? Об этом говорили источники на рынке.
— Вы знаете, столько ложных слухов ходит... Мы первые, кто начал восстанавливать современные виноградники. Мы первые, кто построил на импортном оборудовании по импортным технологиям современный винзавод. Предприятие можно продать. Но здесь возникает вопрос: ну заработаешь ты денег, а что ты с ними будешь делать? Если у тебя нет желания куда-то их вложить. Поэтому пока не будем. По крайней мере при моей жизни ЮВК продаваться не будет.
— А какие-то другие активы компании готовы продать?
— Вы такой вопрос тяжелый задаете. А что будет через полгода? Вот я говорю всем своим: давайте поживем до сентября-октября, посмотрим. Это очень важно.
— Когда в 2010 году серьезно выросло производство кваса, о своем желании работать в этой категории заявили Coca-Cola, PepsiCo, Carlsberg. Каким образом вам удалось удержать лидерство, получив таких богатых и могущественных конкурентов?
— Начну издалека. С одной стороны, они приходили и хотели, чтобы мы продали им это направление. Конечно, мы их послали по-русски, сказали: «Слушайте, мы русские, а не американцы. Мы имеем свое мышление, мы восстановили русские традиции, русские рецепты». Вторая часть — как бы то ни было, все же наш квас значительно отличается от их квасов. Если посмотрите на этикетки, они добавляют молочную кислоту и т.д. Так квас на Руси никогда не готовили. Подлинная традиционная технология наделяет квас уникальными полезными свойствами, именно сочетание двух брожений ставит квас «Очаковский» вне конкуренции.
— А вы не жалеете, что не продали «Очаково», когда была такая возможность?
— Вам трудно меня понять... Мне деньги не нужны. Если езжу отдыхать, то в Карловы Вары, это не те деньги. Мне хватает моей зарплаты.
— На детей, внуков, может быть?
— Излишества не приводят к нормальному воспитанию. Поэтому пусть они сейчас учатся. А я буду смотреть, как они учатся, какие успехи у них.
— Говорят, у вас в Геленджике какая-то шикарная дача.
— О-о-ой, мы даже судились с «Новой газетой». Это они написали.
— Неправда это?
— Конечно, это глупость. Там есть мой однофамилец. У «Очаково» есть турбаза «Волна» и санаторий «Горный» в Краснодарском крае. А вот я как частное лицо никаких особняков на юге не имею.
— А санаторий для сотрудников?
— Строили для сотрудников. Сейчас он открыт для всех желающих, потому что и у нас стало не то финансовое состояние, чтобы можно было позволить всех отправлять бесплатно.
— Что заставляет человека работать, когда ему уже за 70?
— Нет, ну я считаю, что пока мозги-то у меня работают. Вот когда они перестанут работать, тогда надо уходить. Надо вовремя уйти. Руководитель должен быть генератором всех мыслей. Я диктую, кого мне нужно вызвать, какой вопрос рассмотреть, кого поправить. Это и есть формула успеха.
— Вот с точки зрения генерации идей: «Очаково» в прошлом году разместило билборды, на которых сообщило, что, например, квас «Русский дар» выпускается американской PepsiCo, «Хлебный край» — «Балтикой» из Дании, «Никола» — «Декой» с Сейшельских островов. Это сопровождалось вопросами: «За кого ты играешь? Какой квас пить?» Антимонопольная служба решила, что это нарушает закон «О рекламе»...
— Это просто анекдот. Мы довели информацию до потребителей, чьи марки они пьют. Одна марка на Сейшелах, вторая в США зарегистрирована, третья принадлежит крупному датскому пивоваренному концерну, а мы российские на 100%. Я считаю, что мы вправе предоставлять потребителям информацию о том, что товарные знаки напитков с «русскими» названиями принадлежат зарубежным компаниям. Тем более что эти крупные компании производят свои напитки по упрощенной технологии, без традиционного для кваса молочнокислого брожения. Есть еще нюанс. Если человек разбирается немного в экономике, он понимает, что всю прибыль, которую получают PepsiCo или Coca-Cola, они отправляют за границу. Прибыль российской компании «Очаково» остается здесь.
— А есть эффект от такой рекламы?
— Я считаю, что нужно доводить до сведения граждан такую информацию. Например, в западные безалкогольные напитки при производстве добавляют 110 г сахара на литр. Мы разливали Pepsi и Coca-Cola, так что это факт. Надо доводить до людей сведения о том, что американцы запретили пить подобные напитки в школах. Как Ленин или Маркс говорил, для капиталиста деньги не пахнут. Только замаячили — он готов на все.
О том, как компания «Очаково» в одиночку противостоит международным пивоваренным гигантам в России, читайте в новом выпуске журнала «РБК» — в продаже с 22 апреля.