Общество, 22 апр 2022, 08:28

Минтранс предложил отменить признание самолетов недвижимостью

Ведомство предложило убрать из Гражданского кодекса упоминание воздушных судов как недвижимости, подлежащей госрегистрации. Это позволит, в частности, российским судам рассматривать споры о правах на самолеты
Читать в полной версии
Фото: Frank Hoermann / Sven Simon / Global Look Press

Минтранс предложил вывести самолеты из категории недвижимого имущества, сообщают «Ведомости» со ссылкой на заключение Совета при президенте по кодификации, который обсудил инициативу министерства.

В частности, Минтранс предложил убрать из ст. 130 ГК упоминание воздушного судна как вида недвижимости, подлежащего госрегистрации. Из Воздушного кодекса он предлагает исключить упоминание о необходимости госрегистрации самолетов. В ст. 1207 ГК предполагается отменить привязку прав собственности и иных вещных прав на воздушные и морские суда, подлежащие госрегистрации, к законодательству страны, где они зарегистрированы.

Ведомство полагает, что необходимо устранить «дублирующую регистрацию» самолетов, а также отменить обязательную регистрацию прав собственности, аренды, лизинга и т.д.

Минтранс считает, что предложенные поправки облегчат оборот воздушных судов как объектов гражданского права.

РБК направил запрос в пресс-службу Минтранса.

Совет при президенте по кодификации, однако, рекомендовал не поддерживать поправки, сочтя предложенные изменения «решительным разворотом гражданско-правового режима воздушных судов». Там пришли к выводу, что для этого не представлено достаточных обоснований, а также не предложены инструменты, которые в том числе защищают интересы лиц, совершающих сделки с воздушными судами.

Юрист юридической фирмы Secretan Troyanov Schaer Николай Бобринский считает, что предложенные изменения — ответ на западные санкции против российской авиаотрасли. По его мнению, Минтранс намерен ограничить средства правовой защиты, которые могли бы использовать иностранные собственники самолетов.

Бобринский также отметил, что признание самолетов движимым имуществом позволит рассматривать дела о них в российских судах. Ранее суды отказывались рассматривать иски о правах на самолеты, находящиеся в зарубежных реестрах, указывая, что это зарубежная недвижимость и оснований для компетенции российского суда нет, добавил юрист.

Партнер коллегии адвокатов Delcredere Анастасия Тараданкина напомнила, что самолеты традиционно относятся к недвижимости и их необходимо вносить в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП). «Это обеспечивает максимальную защиту прав собственников и стабильность оборота в отношении данных объектов. Отмена указанного режима регистрации может привести к отказу инвесторов от участия в лизинговых схемах в отношении объектов воздушного транспорта, которые обычно используются в этой сфере», — пояснила она.

Источник «Ведомостей» в одной из авиакомпаний считает, что Минтранс хочет упростить процедуру регистрации воздушных судов в России. По его словам, эта норма понадобится, когда позже авиакомпании будут обновлять парк самолетов иностранного производства.

Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как будут меняться госзакупки в 2025 году: даты и тренды
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива