Премьера в Большом: Вагнеровские персонажи - в тренажерном зале
Спектакль создал всемирно известный оперный режиссер Петер Конвичный, дебютирующий этой постановкой на российской сцене. Конвичный, поставивший много опер Вагнера, над “Летучим голландцем” работал впервые. От возмутителя оперного спокойствия, поместившего, например, персонажей “Лоэнгрина” в школьный класс, ожидали сюрпризов. Конвичный мотивировал трактовку “Лоэнгрина” тем, что в вагнеровской опере явлена огромной силы тоска по верности и при этом очень нежно, осторожно, как у детей. Для экспликации подобной идеи Конвичному были нужны какие-либо соответствующие средства выражения. И он выбрал школу. Однако в “Летучем голландце” вполне традиционное первое действие заставило засомневаться в том, что постановка будет столь же экстравагантной. Сценография, созданная бессменным соавтором Конвичного Йоханнесом Лайакером, ординарна во всех деталях: матросы, трапы кораблей, прибрежные скалы на фоне задника с нарисованным бушующим или спокойным морем. И даже корабль-призрак появляется вполне буднично - Голландец и его команда в камзолах, широкополых шляпах и плащах тихо сходят по трапу на сцену.
Однако когда открылся занавес во втором действии - зал ахнул. На сцене обнаружился ярко освещенный тренажерный зал. По либретто, в этой сцене девушки поют, сидя за прялками, в ожидании возвращения корабля Даланда. У Конвичного, для которого всегда актуальна тема восприятия культурного наследия современным человеком, хор крутит колеса велотренажеров, а не колесо прялки, и таким образом древний бродячий сюжет о летучем голландце врывается в сегодняшнюю жизнь. И прямо скажем очень нестандартно смотрится на сцене дуэт Сенты в спортивной одежде и Эрика в махровом халате и шлепанцах на босу ногу. А для сценографической гармонизации дуэта с Сентой Голландец приносит в чемодане в тренажерный зал роскошное старинное платье. Финальная же сцена спектакля и вовсе граничит с провокацией. По либретто, Сента, храня верность Голландцу, бросается в море и искупает его прегрешения. Души Голландца и Сенты соединяются после смерти. У Конвичного Сента поджигает порох и взрывает разом весь воссозданный на сцене мир, который поглощает тьма. Тем и заканчивается спектакль.
Если в плане режиссуры в значительной степени акцент в опере делался на внешнюю аффектацию, то музыкальная линия характеризуется углубленностью в материал, внутренней концентрацией. Однако музыкальное действо, созданное главным дирижером Большого театра Александром Ведерниковым, оказалось в результате не менее ярким, чем сценическое. В особенности это проявляется в увертюре и антрактах, когда все внимание обращено именно на оркестр. Для исполнения главных партий были приглашены иностранцы - опытные исполнители вагнеровских партий - датский баритон Роберт Хэйл (Голландец) и австрийское сопрано Анна-Катарина Бенке (Сента). Однако солисты Большого отнюдь не уступали в певческом мастерстве приглашенным звездам - и Максим Пастер (Рулевой), и Александр Науменко (Даланд).