Доля текстильного производства РФ составляет 1% ВВП, а в Китае – 30% ВВП
"Чтобы сохранить 20-процентную долю, нам надо расти в разы. Программа стратегического развития отрасли говорит о том, что нужно иметь 50-процентную долю на собственном рынке", - сказал в эфире программы "В фокусе" на РБК-ТВ президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Борис Фомин. "Чтобы обеспечить безопасность государства, нашим текстильщикам необходимо занять доминирующее положение на собственном рынке, а не быть гостями на нем", - добавил он.
Сегодня проблем в текстильной отрасли более чем достаточно. И решить их можно с помощью государства.
Проблемой текстильщиков (впрочем, как и многих других отраслей) остается обновление морально и физически устаревшего технического оборудования. В техническом перевооружении Россия отстает от конкурентов в разы. Так, Китай тратит ежегодно до 9,5 млрд долл. на замену оборудования, в то время как Россия - 3,5 млрд руб.
Как говорят сами текстильщики, они ждут сигнала от правительства, которое скажет им, нужны они государству или нет. Они пристально изучают условия функционирования китайских, турецких, итальянских текстильных предприятий, которых государство освободило от пошлин, НДС.
"Мы же платим НДС на оборудование при ввозе его на территорию РФ, которое еще никакой добавленной стоимости не произвело. Но доказать товарищам в Минфине, что фискальная составляющая не должна присутствовать, не удается", - комментирует Б.Фомин. Поэтому доля текстильного производства в ВВП составляет 1%, тогда как в Китае, Турции – 30% ВВП.
К тому же текстильные предприятия Московской области "платят за аренду земли столько же, сколько и магазины за квадратный метр", говорит генеральный директор компании "Пушкинский текстиль" Владимир Толочик: По его словам, практически все предприятия, выпускающие тонкосуконные шерстяные ткани, имеют перспективу сотрудничества с силовыми ведомствами на полгода, максимум на год. В долгосрочной перспективе их судьба не известна. Если текстильное предприятие не входит в большую финансовую группу, то оно не может взять долгосрочный кредит.
Стоит отметить, что у текстильщиков есть еще серьезная проблема - с сырьем. Доля импортного сырья составляет более 60%, а в производстве особенных текстильных тканей, таких как утеплители, наполнители для одежды, исходное сырье – 100%, отмечает генеральный директор компании "Термопол Москва" Александр Боначев.
В России есть программа по глубокой переработке нефти в товары текстильной и легкой промышленности, но на практике она не реализуется. Выглядит это так: Россия экспортирует сырую нефть в Китай, а потом получает ее обратно в виде волокна или готовых товаров, добавленная стоимость которых в 100 раз больше, чем на сырую нефть.
Еще одним камнем преткновения является объем незаконно произведенной или ввезенной текстильной продукции. По предварительным оценкам, он составляет более 700 млрд руб., или 54% от всего объема производства легкой промышленности.
Текстильщики надеются, что со вступлением в ВТО Россия наведет порядок на таможенной границе. Ведь российские текстильщики поставляют на экспорт 17% хлопчатобумажных тканей, 15% шерстяных, 47% льняных тканей и 8,5% шелковых.