Дороже «Селигера»
Проведение молодежных лагерей «Таврида» и «Территория смыслов» обойдется бюджету в 528 млн руб. Организаторы сначала обещали экономить, но решили улучшить условия для проживания: на месте палаток строят коттеджи.
Меньше спонсоров, больше бюджет
Проведение двух основных федеральных молодежных лагерей — «Тавриды» и «Территории смыслов» — в этом году обойдется бюджету в 528 млн руб., рассказал РБК представитель оргкомитета форумов. Большая часть расходов приходится на «Территорию смыслов» — лагерь в деревне Дворики во Владимирской области, созданный в этом году вместо проводившегося в течение 10 лет «Селигера». «Территория смыслов» обойдется в 328 млн руб., говорит собеседник РБК. Оставшиеся 200 млн приходятся на «Тавриду» — это лагерь под Евпаторией, где молодежный форум впервые проходил в прошлом году.
Стоимость лагерей ограничивается этой суммой, следует из слов представителей оргкомитета. В отличие от прошлых лет спонсоров у лагерей практически нет. Исключение составит компания LG, которая не первый год поставляет молодежным форумам плазменные экраны.Также у лагерей есть партнеры, отвечающие за образовательные программы и преподавателей, говорят организаторы. Среди них Сбербанк, Высшая школа экономики, прокремлевский фонд ИСЭПИ, Фонд развития интернет-инициатив и МГУ — они участвуют в подготовке «Территории смыслов». Собеседник в Сбербанке уточняет, что решения о поддержке форума пока не принято.Партнерами «Тавриды» организаторы называют ВГИК, «Литературную газету», канал «Культура», Литературный институт им. Горького: в Год Литературы на форуме будет большая поэтическая программа.Курируют форумы в Кремле: управление внутренней политики президента отвечает за «Территорию смыслов», управление по общественным проектам — за «Тавриду». Организаторами выступают Росмолодежь и Общественная палата.
Почему «Селигер» дешевле
Судя по сайту госзакупок, проведение лагерей может обойтись дороже, чем говорят в оргкомитете: по подсчетам РБК, размещены заказы на общую сумму примерно в 600 млн руб. Росмолодежь объявила конкурсы на проведение «Территории смыслов» на 370 млн руб., оставшиеся средства приходятся на «Тавриду». Средства включают в себя уже заключенные контракты и те торги, окончательная стоимость которых еще неизвестна. В ходе торгов сумма может быть снижена, говорит представитель оргкомитета.
В прошлом году на «Селигер» было выделено из бюджета меньше средств — 273 млн руб. Тогда финансовую помощь оказывали спонсоры, а также взимались сборы с участников, поэтому в сумме на лагерь планировалось потратить около 340 млн руб., говорили год назад РБК в Росмолодежи. На «Тавриду» планировалось тратить еще меньше — около 50 млн руб.
До сих пор организаторы обещали, что траты в этом году будут меньше. Год назад в Росмолодежи говорили РБК, что вливания того года позволят сэкономить средства в будущем. В марте этого года собеседники газеты «Коммерсантъ» также утверждали, что траты на «Территорию смысла» будут меньше, чем на ее предшественника — «Селигер».
Удорожание действительно произошло, признает собеседник в оргкомитете форумов. Но оно связано с тем, что в этом году форумы станут длиннее. «Таврида» длится со 2 июля по 25 августа, а «Территория смыслов» — с 13 июля по 28 августа. Год назад «Таврида» длилась 11 дней, а «Селигер» — пять недель с учетом внеплановой смены, которая прошла в конце августа.
Кроме того, проживание на форуме стало существенно комфортнее — раньше участники жили в обычных палатках, а ночевали в спальных мешках, напоминает представитель оргкомитета. В этом году на «Территории смыслов» участников ждут комфортные палатки, а на «Тавриде» — коттеджи.
На что заложены деньги
Структура расходов «Тавриды» и «Территории смыслов» примерно одинакова. Только в Крыму селить станут не в палатках, а в коттеджах, и вечером будут выдавать дополнительно упаковку кефира.
Больше всего на «Территории смыслов» — около 70 млн руб. — планируется потратить на питание участников: каши и бутерброды с колбасой, куриную лапшу и украинский борщ, а также макароны с сосисками. Вторая по размеру статья расходов — техническое обслуживание форума (около 60 млн руб.). Душевые и туалетные кабины, организация работы прачечных и уборка территории обойдутся в 45 млн руб.
Гости «Территории смыслов» будут жить не в обычных, а в каркасных палатках с возможностью обогрева и кондиционирования. В каждой будут стоять десять одноярусных кроватей. Сумма этих расходов — 35 млн руб.
Спортивная и культурная программы форума, в том числе организация «интеллектуальных» игр, проведение исторических реконструкций, диджей со знанием иностранного языка, установка фотокабины с функцией онлайн-опубликования фотографий в instagram, «зарядка со звездой» и организация сдачи норм ГТО участниками форума оценены в 20 млн руб. Обустройство спортивных площадок — еще в 3 млн руб. Траты на вооруженных резиновыми дубинками, электрошокерами и наручниками «Нежность» охранников составят примерно 18 млн руб. В 14 млн руб. обойдется трансфер участников, экспертов и «VIP-гостей» форума. 11 млн руб. пойдут на фирменную атрибутику «Территории смыслов».
15 млн руб. ушло на разработку ежедневной образовательной программы и подбор экспертов для участия в форуме. К заключению контракта организаторы отнеслись тщательно: в документах к закупке указаны даже марка и диаметр карандашей, которые предписывается использовать. Представитель оргкомитета утверждает, что указание деталей — стандартная практика при составлении техзадания. При этом в документах нет требований в самой образовательной программе, а с победителем торгов, ООО «Титан», связаться не получилось.
Закупочная цена на проживание и питание участников «Тавриды» — 74 млн руб., на временные павильоны и техническое оборудование — 43 млн руб., на спортивную и культурную программы (акция по созданию бумажных корабликов, огромная карта России, на которой участники форума будут отмечать родные города, глина, краски, садовый инструмент для создания арт-объектов и т.д.) — еще 22 млн руб., примерно во столько же (19 млн руб.) обойдется трансфер из симферопольского аэропорта участников, экспертов и «VIP-гостей» форума. Еще за 13 млн руб. будет изготовлена фирменная атрибутика, за 6 млн руб. — установлены арт-объекты, столько же пойдет на организацию работы волонтеров.