Появление российского героя в фильме — это краеугольный камень
Для российского кинопроката первое полугодие прошло под знаком успеха патриотической драмы «Легенда №17». Как подсчитало издание «Кинобизнес сегодня», именно эта кинокартина позволила компании «Централ Партнершип» занять первое место в рейтинге кинодистрибьюторов. О том, какие жанры больше всего востребованы российским зрителем и почему летом не стоит ждать бурных российских премьер, корреспонденту РБК daily КАТЕРИНЕ КИТАЕВОЙ рассказал исполнительный директор исследовательской компании Movie Research АЛЕКСАНДР ЛУЖИН.
— В этом году кроме «Легенды №17», которая, по данным «Кинобизнеса сегодня», собрала 29,3 млн долл., вышел фильм «Метро», собравший 12,1 млн долл. Неужели российские компании наконец научились снимать кино?
— Нам привычнее считать в рублях. Российские картины в первом полугодии этого года собрали 3,9 млрд руб., в прошлом году за аналогичный период было собрано 3,8 млрд руб. Доля в общем бокс-офисе не изменилась — 18%. Были отдельные успехи — «Легенда №17» с 922 млн руб., «Метро» с 364 млн руб., «Что творят мужчины» с 303 млн руб. Но остальные картины собрали существенно меньше. Так что я не сказал бы о каком-то переломе. Существенным является то, что российские фильмы выходят невысоким или даже ограниченным тиражом. 9 из 33 фильмов выходили тиражом до 100 копий, для большинства фильмов тираж составляет 100—300 копий, и только крупные проекты могут позволить себе 1—1,6 тыс. копий. В то время как у голливудских фильмов тиражи постоянно растут и за последний год увеличились на 30% . Порой превышается планка 2 тыс. копий.
— Почему российские ленты не увеличивают количество копий?
— У наших производителей рекламные бюджеты не такие, как в Голливуде. И я не вижу смысла выходить нашим лентам тиражом 2 тыс., как было в случае с «Эпиком», например.
— А что с посещаемостью?
— В первом полугодии, по нашим данным, количество зрителей составило около 94,7 млн, что на 1,7% больше, чем в прошлом году за этот же период. Сейчас растет количество кинотеатров, соответственно, посетителей стало немного больше. Но на мой взгляд, владельцы киносетей должны понять, что ситуация на рынке меняется, многие крупные города уже перенасыщены залами. А если они все будут показывать один и тот же репертуар, то посещаемость будет снижаться. Например, в Москве ежедневно идет порядка 50 различных картин, а в других городах показывают всего 10 фильмов, хотя кинотеатров там может быть и 20.
— Почему происходит рост цен на билеты? По оценке «Кинобизнеса сегодня», в 2013 году средняя стоимость билета составляла 261 руб., а год назад — 226 руб.
— Думаю это арифметическая ошибка, потому что, по нашим подсчетам, средняя цена на билет составила 233 руб. Как раз в этом полугодии рост цен затормозился. Если в прошлом году стоимость росла на 10—15%, то сейчас она колеблется на уровне прошлого года.
— Все опасались, что с введением возрастной маркировки снизится посещаемость залов. Что произошло в действительности?
— Фильмов с маркировкой 18+ выходит не так много, примерно 20% всех лент. Большинство картин имеет возрастное ограничение 16+. Но в основном аудитория кинотеатров и начинается с этого возраста. Так что ничего страшного не случилось.
— Чего стоит ожидать летом от кинопроката? Голливудские мейджоры и российские кинокомпании приготовили зрителям какие-то сюрпризы?
— Летний период кинопроката традиционно является ударным для голливудских кинокомпаний, и крупные масштабные ленты исторически выходят на экраны в это время, потому что в Америке это пик киносмотрения. Единственное — летом меняется состав аудитории, а посещаемость остается на прежнем уровне. Российские фильмы выходят очень редко, и крупные премьеры откладывают на осень, потому что все производители и кинокомпании боятся конкуренции со стороны Голливуда. Вот, например, в конце лета стартует прокат анимационной ленты «Гадкий я-2», у которой неплохой потенциал.
— Что сегодня зритель выбирает больше всего в кино: боевики, комедии или патриотическое кино?
— На самом деле зритель выбирает хорошие фильмы, которые вызывают у него интерес. По нашим подсчетам, с точки зрения зрительских предпочтений посетители кинотеатров склонны выбирать комедии. Однако нельзя говорить, что существует засилье какого-то одного жанра, комедии тоже бывают разными.
— Георгий Малков, генеральный продюсер компании Enjoy Movies, в интервью нашему изданию недавно говорил, что зритель ждет героев в российских фильмах. Как вы думаете, после успеха «Легенды №17» действительно среди аудитории кинотеатров будет востребовано патриотическое кино и собственные герои?
— Появление российского героя в фильме — это краеугольный камень. Потому что у аудитории еще не сформировалось представление, каким он должен быть. Если американцы имеют какой-то киноштамп своего героя, то у русского кинематографа его нет. Вот опять же, к примеру, «Легенда №17» — это патриотический фильм по духу, а по жанру это драма.
— А какие зрители сейчас ходят в кино, какой у них возраст? Ведь «Легенда №17» вытащила взрослую аудиторию в кино.
— Конечно, на этот фильм пришли те, кто помнит еще Валерия Харламова, так сказать, на льду. Думаю, и «Сталинград» приведет в кино возрастную аудиторию этой осенью. Но в основном, как и раньше, кинотеатры посещают зрители в возрасте от 16 до 27 лет.