Общество, 22 июл 2015, 00:25

Абхазское вместо французского

Читать в полной версии

Из-за девальвации рубля в первом полугодии резко упал импорт вина из Евросоюза: продукт по новым ценам не всем по карману. Благодаря этому лидером среди импортеров впервые стал поставщик из Абхазии «Мистраль Алко».

Как следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС), импорт вин в Россию в первой половине 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го рухнул на 38,5%, до 68 млн л. Основные причины — девальвация рубля и падение реальных доходов россиян, поясняет директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. Кроме того, речь идет о высокой базе для расчета динамики: в конце 2014-го импортеры старались заполнить склады, потому что опасались внесения вина в санкционный список.

Существенно снизились поставки из основных винодельческих стран — Испании (на 24,6%, до 12,6 млн л), Италии (на 33,8%, до 10,9 млн л) и Франции (на 51,1%, до 10 млн л). Более чем вдвое сократился импорт из Германии, Аргентины и США.

В десятке крупнейших стран-импортеров лишь одна страна показала прирост в первом полугодии — это Абхазия. В первом полугодии 2015-го в Россию было ввезено 7,7 млн л абхазских вин, на 26,3% больше, чем годом ранее.

Абхазия впервые в новейшей истории России вышла на четвертое место после «большой винной тройки» — Испании, Италии и Франции. Ранее Абхазию опережали Чили, Украина, Молдавия, Болгария; в прошлом году более высокую позицию заняла Грузия, импорт из которой возобновился в конце 2013 года.

«Абхазия, по сути, является частью российской экономики, с российской денежной единицей внутри страны, поэтому цены на абхазские вина выросли не так сильно, как на европейские, — объясняет Дробиз. — С конца прошлого года стоимость вин из Европы и Нового Света на полках выросла на 25–40%, в то время как вино из России и Абхазии подорожало лишь на 15%».

По мнению эксперта, импортеры, ориентированные на традиционные европейские страны, осознанно снизили объемы поставок, опасаясь, что не смогут продать прежних объемов по выросшей цене и этим воспользовались поставщики недорогого вина, в том числе из Абхазии.

В сети магазинов Metro C&C рассказали, что пока не ощутили существенного снижения спроса на импортное вино. Таможенную статистику в Metro объясняют тем, что дистрибьюторы и ретейлеры до сих пор работают на сделанных в конце прошлого года заказах. «Предвидя и ощущая первые признаки колебания курсов валют, импортеры существенно увеличили закупку вина из основных стран-производителей в 2014 году», — отметила представитель Metro Оксана Токарева.

Новый лидер

Впервые за последние годы на рынке импортеров вин сменился лидер, следует из данных ФТС. Как минимум с 2008-го крупнейшим импортером была компания «Лудинг», принадлежащая структурам армянского политика и бизнесмена Гагика Царукяна. Теперь она уступила первое место компании «Мистраль Алко», входящей в группу «Мистраль» Беслана Агрбы, председателя правления московской абхазской диаспоры.

По данным СПАРК, Агрба владеет 75% «Мистраль Алко», еще 25% — у «Тотнес Бизнес Инк», зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Выручка компании в 2014 году составила 5,1 млрд руб., чистая прибыль — 777 млн руб.

Также, по данным ЕГРЮЛ, Беслану Агрбу принадлежит 100% компании «Мистраль Трейдинг», крупного дистрибьютора, импортера и производителя круп в России, который известен маркой «Мистраль» (фасованная гречка, рис, бобовые, сахар и прочее). Кроме того, компания продает сухарики и хлебцы под маркой Finn Crisp, овощные консервы «Зеленый великан», рыбные консервы John West и другие бренды. Выручка «Мистраль Трейдинг» в 2014-м, по данным СПАРК, выросла почти на 20%, до 6,7 млрд руб., чистая прибыль увеличилась примерно в 1,5 раза, до 416 млн руб.

Агрба подтвердил РБК, что в нынешних условиях импорт вина из Абхазии — одно из самых успешных направлений его бизнеса: «Цены на абхазские вина выросли не так сильно, как на другие наши товары».

То, что в условиях девальвации рубля компания получила преимущество над конкурентами, работающими на других направлениях РБК, признает и гендиректор «Мистраль Алко» Ливиу Сытник. «Мы смогли оптимизировать свою работу, где-то договорились с поставщиком, в результате розничные цены на наши продукты выросли в рознице в среднем на 15–20%, — рассказал он. — На фоне 30–40% повышения цен у наших конкурентов мы получили преимущество, хотя, конечно, тут стоит говорить и о росте эффективности работы всей нашей команды».

Сейчас средняя розничная цена на абхазские вина в России составляет 400 руб., говорит Сытник. «Это не намного ниже европейских вин в экономсегменте, — уточняет он. — По такой цене сейчас можно найти и вина из Франции, так что говорить о том, что мы выигрываем исключительно за счет более низкой ценой — неверно».

Ближайший конкурент — «Лудинг» — отстал от нового лидера почти вдвое: с января по июнь 2015-го компания ввезла в Россию 4,4 млн л вина, на 62,2% меньше, чем годом ранее. Доля компании в общем объеме поставляемых в Россию вин, исходя из данных ФТС, составила 6,48%, хотя еще в 2009 году у нее было 17,93%. «Лудинг» остается крупнейшим поставщиком французского вина в Россию — с начала года ввезено 1,24 млн л.

Единственный поставщик

По данным ФТС, «Мистраль Алко» с 2013 года является единственным поставщиком вин из Абхазии. Всего в первом полугодии 2015-го компания ввезла 8,7 млн л, из них 7,7 млн — именно из Абхазии, остальное — из Испании, Италии, Франции, Чили, Сербии и Уругвая.

Единственный импортер на крупном направлении — беспрецедентный для российского винного рынка случай. Для примера: импорт вина из Грузии в первой половине 2015-го осуществляли 33 компании, из Испании вино ввозили 78 компаний, из Франции — 73 фирмы.

На официальном сайте «Мистраль Алко» указано, что она является «эксклюзивным поставщиком вин Абхазии» в Россию. Крупнейшие бренды, поставляемые на российский рынок, — «Апсны», «Лыхны» и «Псоу». В разделе «Поставщики» на сайте «Мистраль Алко» указаны две абхазские компании — «Вина и воды Абхазии» (крупнейший промышленный производитель вина в республике; работает на Сухумском винзаводе, реконструированном в 1999 году благодаря «инвестициям из России», указано на сайте абхазской торгово-промышленной палаты) и «Напитки Абхазии и К».

Сытник говорит, что наличие подобной «монополии» связано со спецификой производства вина в республике. «Абхазия — все-таки не Франция с тысячами шато. Когда мы заключали договор на эксклюзивные поставки, в Абхазии был всего один производитель вина, с ним мы и договорились. Сейчас появилось еще несколько предприятий, производящих вино в республике, но они совсем маленькие, их можно отнести к разряду «гаражистов». По его словам, «Мистраль Алко» около 90% продукции, произведенной​ на Сухумском винзаводе, отправляется на экспорт в Россию.

«У потребителей абхазское вино пользуется огромной популярностью, потому что люди знают названия, привержены к брендам, — отмечает руководитель Экспертного совета сомелье России Артур Саркисян. — Но, к сожалению, у Абхазии собственных виноградников очень мало. Из их винограда можно произвести только десятую долю того, что они выпускают».

Сытник говорит, что площади собственных виноградников завода, на котором производятся «Апсны» и «Лыхны», составляет порядка 700 га, а часть винограда закупается тоже в Абхазии — у небольших хозяйств.

Глава Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович говорит, что с такой площади виноградников невозможно произвести значительных объемов вина. «С 1 га хорошим урожаем считается 7 т винограда, из которых можно произвести 7 тыс. бутылок вина, — подсчитывает он. — Соответственно, с 700 га можно сделать 4,9 млн бутылок, ну пусть 5 млн. А по итогам 2014 года в Россию из Абхазии было импортировано более 17,5 млн бутылок вина. Где они взяли столько сырья — вопрос».

Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам