Г.Онищенко: Школьники не справляются с учебными нагрузками
Г.Онищенко отметил, что большинство школ работают сейчас по пятидневной учебной неделе, тогда как школьные планы все еще рассчитаны на шестидневную неделю, при этом объем учебного материала значительно возрос. Учебный день школьников младших классов достигает 10 часов, старших - 12-15 часов.
При этом расписание уроков в школах составляется нерационально, без учета динамики работоспособности учащихся. У учеников, особенно старшеклассников, не соблюдается принцип чередования предметов различной степени сложности, в расписание включаются сдвоенные уроки по основным предметам, проводятся "нулевые" уроки, допускается сокращение перемен до пяти минут. Все это, подчеркивает Г.Онищенко, является нарушением гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.
Кроме того, несмотря на то, что физвоспитание является неотъемлемой частью обучения в общеобразовательных учреждениях, далеко не все школы имеют возможность проводить занятия на своей базе. Так, в Удмуртской Республике спортивные залы отсутствуют в 28,7% школ, в Новгородской области - в 28% школ. Большинство школ испытывают дефицит спортивного инвентаря и оборудования, спортивные площадки оборудованы на 50-70%. В большинстве обследованных в текущем учебном году образовательных учреждений РФ отсутствиет медконтроль за распределением учащихся на физкультурные группы, а также в подготовительной физкультурной группе учащихся.
По мнению Г.Онищенко, в ходе мероприятий по контролю за образовательными учреждениями в 2006-2007 учебном году специалистами Роспотребнадзора крайне недостаточно применялись меры административного воздействия. Так, в 2006г. по России было вынесено только 152 постановления о назначении штрафа за нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Общая сумма штрафов составила 335 тыс. руб.
По данным Роспотребнадзора, за последние пять лет число общеобразовательных учреждений в РФ уменьшилось на 1 тыс. 173 объекта. При этом отрицательная динамика зафиксирована практически во всех регионах Российской Федерации. Как отмечают в ведомстве, сокращение общеобразовательных учреждений связано с реструктуризацией системы образования и закрытием школ в сельской местности. Все это приводит к "переуплотненности" и увеличению сменности занятий в школах. В ряде регионов дети учатся в 2-3 смены.
Так, в 2006-2007 учебном году в две смены работали школы в Архангельской, Белгородской, Воронежской, Московской, Мурманской, Камчатской, Кировской, Курганской, Псковской, Рязанской и др. областях, республиках Башкортостан, Северная Осетия (Алания), Марий Эл, Бурятия, Тыва, Алтайском крае, Агинском-Бурятском и Ямало-Ненецком автономных округах.