"Серые" производители угрожают российскому рынку мебели
В 2005 году емкость российского мебельного рынка, по официальным данным, составила около 3,5 млрд долл. Хотя с учетом доли нелегальных продаж независимые эксперты увеличивают эту цифру до 4,3 млрд долл. Даже не импортную экспансию, не приход на рынок опытных брендовых иностранных игроков, а именно недобросовестную конкуренцию со стороны "серых" производителей участники рынка считают главной опасностью для своего благополучия. Причем, отмечается, что так называемых "серых" предприятий очень много, и по объему продаж, и по объему производства многие из них сопоставимы с ведущими мебельными компаниями. Им выгодно держаться в "тени" за счет ухода от налогов, "слизывания" удачных конструкторских разработок, дизайна у легальных производителей и за счет демпингования рыночных цен. Контрафактная мебель ниже по стоимости, но зато она небезопасна для здоровья из-за сомнительного качества используемых материалов.
"Мы сегодня работаем на рынке с недобросовестной конкуренцией", - сказал в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" генеральный директор мебельной компании "Шатура" Валентин Зверев. Если за 2005 год официальные продажи мебели составили 103 млрд руб., то в целом они находятся в районе 185 млрд руб. – разница "серое" производство или недобросовестная конкуренция. В настоящее время, по официальной статистике, импорт составляет 46%, но если взять эту цифру вместе с неучтенным производством, то она, скорее всего, равна примерно 26%, отметил эксперт. Мебельная промышленность сегодня консолидирована, 70% производителей мебели объединены в Ассоциацию мебельной и деревообрабатывающей промышленности, и мебельщики неоднократно ставили перед различными органами власти вопрос о неучтенном производстве мебели. Но ситуация к лучшему пока не меняется.
Несмотря на значительные проблемы с контрафактом, некоторое замедление темпов развития, связанное с насыщением рынка и приходом новым игроков, в сегменте мебели для дома эксперты видят большой потенциал для развития. Так, отмечается, что с конца прошлого года рынок начал меняться – на него влияют макроэкономические показатели, бум строительства, улучшение жизни населения, то, что у людей стало больше уверенности в завтрашнем дне.
"Общее повышение жизни населения, связанное с успехами макроэкономики, достаточно жестко прослеживается и в спросе на мягкую мебель, - говорит главный конструктор мебельной фабрики "8 Марта" Андрей Зазулин. - У целого ряда российских компаний, производящих мягкую мебель, наметился устойчивый надежный рост".
По данным маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, наибольшую долю в общем объеме продаж мебели для дома занимает корпусная мебель для комнат и прихожих (32%), наименьшую - для ванных комнат (1,8%). 23% от общего объема продаж приходится на долю мягкой мебели. В целом, основными сегментами рынка мебели для дома считаются корпусная мебель для комнат и прихожих, мягкая мебель, кухонная мебель, мебель для спальни, детская мебель, встроенная мебель и мебель для ванных комнат.
Положительная динамика отмечается и в сегменте офисной мебели, емкость рынка которой, по оценкам экспертов, в 2005 году увеличилась в целом по стране на 5-10%, а в Москве на 10-15%. При этом офисная составляющая занимает незначительную долю всего мебельного рынка – примерно 15-20%. В денежном выражении в 2005 году на нее пришлось около 650-850 млн долл. с учетом "теневого" сектора (в 2004-м – 450-600 млн долл.). Хотя некоторые аналитики считают эти цифры заниженными, и говорят о емкости "офисного" рынка в 1,1-1,2 млрд долл. в 2005 году и около 1 млрд долл. в 2004-м. В целом, объем потребления разных видов мебели в России составляет 12 евро на одного человека, по данным Минпромэнерго РФ. Это, в принципе, неплохой результат, учитывая, что к настоящему времени Россия вышла на 22-ое место среди 50 наиболее развитых стран мира по показателю мебельного потребления на одну душу населения.
Прогнозируемое снижение темпов роста рынка до 7-8% в определенной степени связывают с отложенным спросом населения на мебель, но с учетом роста экономики и повышения благосостояния покупателей снижения может и не произойти. Пока российские производители не могут составить серьезной конкуренции иностранцам в нише дорогой мебели, но в недорогом сегменте российские компании потеснили западных производителей. Так, соотношение импорта к изделиям отечественной промышленности в среднем сейчас составляет 40% к 60%, тогда как несколько лет назад импорт занимал намного более половины российского мебельного рынка. Среди ведущих компаний "Шатура", "Электрогорскмебель", "Миассмебель", "8 Марта", "Арт-мебель", "Сходня-мебель", "Мебель Черноземья", "Севзапмебель", "Москомлект мебель", "Иваномебель", "Мебель-Москва" и другие. За последние несколько лет отмечаются колебания доли импорта из европейских стран Германии, Италии, Австрии, Финляндии, Польши, Литвы и некоторых других в пределах 40-45%, но возможна тенденция повышения, в том числе, за счет роста поставок из стран СНГ (Украина, Белоруссия) и Юго-Восточной Азии.
Озабоченность вызывает активность китайских производителей, хотя, впрочем, напряжение от китайского "вторжения" испытывают практически все отрасли российской экономики. Эксперты не исключают, что, почувствовав благоприятную конъюнктуру рынка, иностранные мебельщики массово потянутся в РФ. Самое страшное, что может произойти с массовым приходам иностранных игроков, - они принесут с собой технологию продаж, как, например, принесла ИКЕА, говорит главный редактор журнала "Мебель от производителя" Александр Царев. А среди главных проблем, влияющих на развитие отечественного мебельного рынка, это отсутствие стройной системы сбыта.