Торги с ошибками
В понедельник на Московской бирже произошел очередной технический сбой, на два с лишним часа парализовавший работу срочного рынка. Сбои на бирже случаются все чаще — только в сентябре это уже четвертый.
Перепутанные заявки
В понедельник, 21 сентября, на срочном рынке Московской биржи произошел четвертый за этой месяц сбой. Официально биржа сообщила, что причиной сбоя стала «программная ошибка при чтении ядром конфигурации торговой системы». «Все проверочные тесты ядра были успешно пройдены, и ошибка проявилась уже после открытия торгов», — говорится в сообщении биржи. По сути произошел программный сбой.
Глава трейдинга крупной инвестиционной компании на условиях анонимности рассказал РБК, что из‑за технического сбоя в торговой системе поменялись местами заявки на покупку и продажу. «Из-за этого большое количество сделок прошло неправильно», — сообщил он. По словам трейдера, бирже потребовалось значительное время, чтобы пересчитать все данные и «распутать» уже прошедшие сделки. Кроме того, по его словам, в начале торгов участники не могли снять выставленные в пятницу заявки.
«Проблемы на срочном рынке были видны с момента открытия. Система отбирала в «стакане» заявки в произвольном порядке, был настоящий бардак», — описал ситуацию гендиректор «Открытие Брокер» Юрий Минцев. Старший трейдер управления фондовых операций «Велес Капитала» Алексей Никогосов рассказал, что с утра в торговой системе трейдеры видели «перевернутый стакан» — заявки на продажу и покупку бумаг менялись местами.
Запустили не сразу
Запустить срочный рынок бирже удалось только со второй попытки. В 11:32 мск Московская биржа сообщила о возобновлении торгов с 11:45 мск, однако сделки так и не начались. По словам Никогосова, после сообщения биржи о возобновлении торгов компания перезагрузила систему QUIK, но торги в обещанное время не открылись. По информации биржи, к 11:06 мск торговая система была перезагружена, но по просьбе ряда участников торгов, которым потребовалось дополнительное время для синхронизации своих систем с биржевыми, время возобновления торгов было перенесено на 12:40 мск.
Президент компании «Финам» Владислав Кочетков предположил, что перенос времени возобновления торгов мог быть связан с тем, что у некоторых профучастников возникли проблемы с определением лимитов по клиентским операциям на срочном рынке. «Их пересчет требует времени», — пояснил он. «Большинство участников работают на рынке через торговую систему QUIK. Им потребуется не меньше получаса, чтобы перезагрузить все данные. Думаю, большинство трейдеров были этим заняты, поэтому бирже пришлось объявить о новой отсрочке», — сказал Минцев из «Открытие Брокер».
Произошедший в понедельник сбой стал уже четвертым за последний месяц. В предыдущий раз проблемы возникли 16 сентября, когда участникам торгов перестала поступать информация о значении индекса РТС. Причину сбоя на бирже объяснили «ошибкой в подготовке документов при ежеквартальном пересмотре индексов Московской биржи». 8 сентября на бирже произошел глобальный сбой сразу на трех площадках: торги остановились на фондовом, валютном и срочном рынках, не работал также сайт биржи. А 1 сентября из‑за «нестабильной работы аппаратной части основного сервера торгово-клиринговой системы» на час остановились торги на фондовом рынке (см. врез).
Слишком много обновлений
По словам источника, близкого к Московской бирже, часть проблем торговой площадки связана и с выработавшим свой ресурс оборудованием. «Любой производитель закладывает в оборудование расчетное время бесперебойной работы. В условиях повышенной нагрузки этот срок уменьшается», — говорит он. Собеседник РБК напоминает, что последний раз глобальная смена аппаратного обеспечения была произведена четыре года назад, когда биржа переводила свой центр обработки данных в новый дата-центр.
Причины участившихся сбоев в работе биржи не связаны с устаревшим оборудованием или некачественным программным обеспечением, чаще всего сбои происходят из‑за логических ошибок программного обеспечения, сказал РБК представитель крупной брокерской компании, входящей в состав информационно-технологического комитета Московской биржи. «Проблема в конфликте интересов: бизнес биржи требует постоянных новаций, более продвинутых и быстрых сервисов, но их введение дорого обходится с точки зрения надежности. Это как если бы вы купили автомобиль и каждую неделю вносили бы изменения в его конструкцию», — пояснил он.
Другой участник информационно-технологического комитета биржи отмечает, что постоянные сбои на различных торговых площадках биржи начались с мая 2015 года. «Как раз тогда резко начало расти число обновлений, особенно в секции срочного рынка, а степень их отладки — снижаться. Биржа отчитывается о нововведениях, но в действительности IT-специалисты просто не успевают их нормально протестировать», — сказал он.
В частности, с прошлого года биржа регулярно проводит обновления торгово-клиринговой платформы срочного рынка Spectra. Последнее обновление торговой системы Sресtra произошло в начале сентября. Это обновление предполагало оптимизацию механизма заключения адресных сделок, снятие максимального размера гарантийного обеспечения для некоторых сделок и ряд других новых опций.
Причина всегда разная
«Все происходящие технические сбои на бирже — это не связанные между собой события. Они происходят не потому, что мы что‑то недоработали или плохо протестировали», — заявил РБК управляющий директор по информационным технологиям Московской биржи Сергей Поляков. По его словам, сейчас биржа проводит серьезную проверку ядра. «Мы тестируем все — вплоть до влияния на оборудование солнечной активности. Пока нет признаков, позволяющих говорить, что причиной технического сбоя стало плановое обновление Spectra», — отметил он.
Вместе с тем, как заявил Поляков, на бирже происходит масштабное обновление информационной архитектуры: преобразования связаны с разделением монолитных торговых-клиринговых систем на независимые модули. «Мы стремимся, чтобы ошибки в клиринге не влияли на ход торгов. Это самое серьезное преобразование за многие годы, и оно несет свои риски, и конечно, могут случаться инциденты — чтобы контролировать этот процесс, мы параллельно улучшаем методику и объемы тестирования», — сказал он.
Впрочем, происходящие последнее время на бирже сбои Поляков не связывает с установкой нового программного обеспечения. Это происходит по разным причинам, говорит он. Например, в июне сбой на срочном рынке произошел из‑за его сильной волатильности. «Программный код писался еще в 2007 году и не был рассчитан на такие колебания рынка. Его тестировали раз сто», — говорит он. Иногда бои происходили по вине различных элементов оборудования: в одном случае подвел сервер, в другом — поломался сетевой коммутатор. «Все это оборудование разных производителей. В любом случае в связи с фундаментальными изменениями в топологии сети мы сейчас проводим модернизацию всей нашей аппаратной части, которая должна завершиться через два года», — сказал Поляков.
Как сообщил Сергей Поляков, в 2016 году биржа рассчитывает полностью выстроить новую информационную архитектуру и ввести в эксплуатацию новый дата-центр на базе DataSpace. «Это существенно снизит риски технических сбоев. Кроме того, когда мы завершим программу разделения систем на независимые модули, мы получим возможность клонировать торговые ядра, и в случае сбоев это позволит не останавливать торги, а прекращать операции только по определенным инструментам рынка», — сказал он.