За оружием в Китай
Китай наращивает свою долю на мировом рынке оружия. Вслед за нашумевшей сделкой Пекина о поставках ракетных комплексов на 3,4 млрд долл. в Турцию аналитики всерьез заговорили, что Китай уже вполне готов потеснить позиции не только России, но и ряда западных стран. Особые опасения вызывает тот факт, что Китай активно экспортирует высокотехнологичное оружие, технологии для которых он еще несколько лет назад сам закупал.
Турция на протяжении многих лет полагалась на американские зенитно-ракетные комплексы Patriot, которые производит Raytheon вместе с Lockheed Martin. Однако в конце сентября Анкара приняла решение закупить китайские ЗРК HQ-9, а не американские и российские комплексы, также участвовавшие в тендере. Сделка вызвала удивление экспертов, поскольку китайские ЗРК с трудом могут быть интегрированы в существующую систему безопасности НАТО в отличие от Patriot. Одной из причин такого решения Турции могла стать низкая цена за комплексы — 12 дивизионов за 3,4 млрд долл. ЗРК других стран обошлись бы дороже: в 2009 году Patriot был поставлен за 7,8 млрд долл. Возможно, свою роль сыграло и то, что HQ-9, по сути, копия российского комплекса С-300.
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), объемы китайского экспорта вооружений увеличились на 162% с 2008 по 2012 год. По объему рынка (5%) он занял пятое место в мире, обогнав Великобританию. В 2003—2007 годах Китай занимал только восьмое место. При этом если раньше Пекин был известен как поставщик стрелкового оружия, то теперь предлагает широкий спектр военной продукции, включая беспилотные воздушные аппараты и истребители. За последние пять лет Китай поставил вооружение в 37 стран мира. Так, за рубежом популярностью пользуется китайский беспилотник Wing Loong, разработанный в 2009 году (продажи начались в 2011 году). Потребителей он заинтересовал своей невысокой стоимостью в 1 млн долл., что ниже американских и израильских аналогов.
Сейчас оборонные ведомства различных стран внимательно следят и за новейшими разработками Китая в области самолетостроения. В частности, речь идет о модели J-31, которая создавалась с применением стелс-технологий. В марте ведущий конструктор самолета Сунь Цун заявил, что J-31 может стать главным китайским истребителем следующего поколения. Еще один самолет — JF-17 — совместная разработка китайцев и пакистанцев. Большую часть работы по проекту выполнил Китай. На данный момент самолет стоит только на вооружении Пакистана. Кроме JF-17 власти двух стран совместно разрабатывают танк и корабль. Среди новых клиентов Китая также значится Аргентина, которая заказала у компании Avicopter вертолеты Z‑11. Их производство для Аргентины началось в этом году.
Китай уже начал наступать на пятки России. «Китай конкурирует уже на основных для России рынках, например в Венесуэле, Алжире, Египте, Намибии, Судане, Индонезии. Кроме этого, одно время Китай был самым главным экспортным рынком России, однако в последние пять лет продажи значительно упали, поскольку Китай уже перенял российские технологии и стал способен сам производить современное оружие», — пояснил РБК daily аналитик SIPRI Питер Веземан. Тем не менее некоторые страны, например Индия, Австралия, Япония, Южная Корея, не будут закупать китайскую продукцию по политическим причинам, отметил он. Низкие же цены на китайскую продукцию в первую очередь важны для небогатых стран, таких как Бангладеш, Нигерия и Танзания.
Несмотря на растущий спрос, китайская продукция по-прежнему имеет множество недостатков, считает источник The New York Times в Японии. Например, в китайских самолетах не используются надежные двигатели и авионика. Так, в JF-17 задействованы российские двигатели. Нередко существующие дефекты в китайском вооружении страны устраняют, проводя модернизацию. Так, в прошлом году Алжир заказал три китайских сторожевых корабля, однако радар и средства коммуникации предоставит подразделение французской Thales Group. Таиланд также заключил контракты с шведской Saab, чтобы модернизировать построенные Китаем корабли.