Общество, 22 дек 2008, 16:16

Эксперты о тенденциях современного арт-рынка

С 3 по 7 декабря в Москве прошла XIII ежегодная выставка "АртМанеж". Художественная ярмарка проводилась в выставочном зале "Манеж", в ней участвовали 68 галерей. На ярмарке можно было увидеть проект "Юрий Купер: сценография к опере Бизе" от галереи "КультПроект". Галерея "Панар" представила работы Кати Медведевой и Павла Леонова, галерея NASHA представила художественные работы фотографа Андрея Щукина и французского художника Тьерри Биша. Галереи Carre d'Or (Монако) и "Русский авангард сегодня" (Светланы Аджубей) организовали совместную ретроспективную экспозицию, где выставили работы абстракционистов от Малевича до Бориса Марковникова.
Читать в полной версии

По мнению экспертов, прошедшая ярмарка дала повод обозначить современные тенденции отечественного арт-рынка под воздействием надвигающегося финансового кризиса и прогнозировать его состояние в будущем. Эксперт в экономических аспектах арт-бизнеса, кандидат экономических наук Константин Михайлов заявил, что в то время как с Запада, традиционно задающего тон в арт-бизнесе, приходят удручающие новости, признаков кризиса в России в этом секторе рынка на момент проведения "АртМанежа" обнаружено не было.

"Нынешнюю ярмарку от предыдущих отличало лишь некоторое доминирование столичных галерей. Стоимость аренды выставочных площадей по-прежнему высока, причем настолько, что едва ли можно говорить об экономической эффективности участия в "АртМанеже" даже для художника со сложившейся репутацией. Сумма за проданные в последний день выставки несколько полотен позволяет лишь компенсировать расходы на аренду, организацию стенда и издание каталога", - отмечает эксперт.

Однако для мировой индустрии арт-ярмарок нынешний кризис стал настоящим потрясением, отмечает К.Михайлов, ссылаясь на компетентное мнение Криста Капса из английской Guardian. В сравнении с ним аналогичное явление начала 90-х, затронувшее в основном инвесторов Лондона и Нью-Йорка, выглядит событием локального масштаба. Также обмануты ожидания организаторов ноябрьских торгов Sotheby's и Christie's. В частности, с аукциона Christie's только треть из предложенных 75 работ современного искусства ушла с молотка. Это особенно ощутимо по сравнению с картиной предыдущих лет. Последние три года были признаны наиболее благоприятными для мирового рынка искусства, в роли основных инвесторов выступали Россия, Объединенные Арабские Эмираты и Китай.

К.Михайлов также отметил, что падающие цены на нефть и связанные с этим проблемы держателей акций крупных российских компаний не позволили сбыться надеждам на "золотой русский десант" на Art Bazsel Miami Beach, открывшейся в США 4 декабря с.г. Банкротство Lehman Brothers стало не только разочарованием для сотен тысяч инвесторов, но и нанесло серьезный удар по реализуемым этим банком программам спонсорской помощи музеям и организациям культуры.

Однако эксперты считают преждевременным говорить о массовой распродаже финансовыми институтами своих корпоративных коллекций, т.к. ликвидация активов в сотни миллионов долларов вряд ли позволит "залатать" обнажившуюся в результате кризиса брешь. На это требуются десятки миллиардов. К тому же для банков (не только в США, но и в любой другой стране) патронаж арт-выставок является уникальной возможностью формирования клиентской базы среди наиболее обеспеченной части населения. К.Михайлов отмечает такой факт: чем совершеннее структура арт-рынка (а в Европе и США у рынков произведений искусства история солидная), тем хуже он воспринимает колебания экономики. Что до ситуации на российском арт-рынке, то если месяц назад можно было сомневаться, будет ли он вообще подвержен кризису, сегодня впору строить предположения о том, как будет развиваться ситуация после кризиса.

Генеральный директор объединения "М'арс" Наталия Косолапова отмечает, что именно после 1998г., когда игроки отечественного арт-поля впервые столкнулись с финансово-экономическими проблемами, структура арт-рынка кардинально изменилась: ушло в небытие огромное количество спонсоров (а вслед за ними и существовавшие на их деньги галереи), исчезли дилетанты и случайные люди. В этот период сложилась жесткая профессиональная среда. За десять лет в России произошли и другие изменения, свидетельствующие о формировании легального рынка произведений искусства, в частности выход банков в этот рыночный сегмент, создание Аrt Banking - сервиса финансовых услуг по инвестированию в произведения искусства, созданию коллекций и управлению ими. К.Михайлов считает, что сегодняшнее "явление" кризиса в отечественном арт-бизнесе - событие положительное, т.к. являясь естественным этапом развития рынка, он свидетельствует о наличии самого рынка. Есть все основания полагать, что из кризиса он выйдет более зрелым и готовым к новому витку.

Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться
Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Почему морская логистика дорожает в разы
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
Привычка к счастью: 4 способа заметить хорошее в своей жизни
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством