6. Взорванное спокойствие
Когда: 22 июля 2011г.
Кровавая история, этим летом потрясшая благополучную и тихую Норвегию, доказала, что от катастроф никто не застрахован и опасность может грозить не только от арабских террористов или распространения ядерного оружия. "Своих" бояться стоит ничуть не меньше, чем иноземцев. К подобным выводам могли прийти и белорусы после теракта в минском метро, хотя причины его были совсем иными.
Демократия как катализатор радикализма
Но, как считает известный блогер Рустем Адагамов, "мир после терактов очень редко меняется, если только брать какие-то экстраординарные случаи, вроде 9.11. То, что сделал Брейвик, не изменило даже Норвегию, не говоря о масштабах всего мира".
Эксперты отмечают, что в некоторой степени возникновению подобного явления способствовала норвежская демократия. "Я не думаю, что он больной человек, это, скорее, продукт того открытого общества, которое существует в Норвегии, когда человек может свободно высказывать какие-то свои политические взгляды, участвовать в политической жизни, взгляды самого разного характера, вплоть до каких-то радикальных вещей", - поделился своим мнением Р.Адагамов.
Однако норвежское общество смогло достойно принять вызов, а власти ответили на теракты не закручиванием гаек, а шагом навстречу людям.
"То, что происходит в Норвегии после терактов, говорит о том, что А.Брейвик не смог ни испугать норвежцев, ни настроить их более радикально. Буквально на следующий день люди вышли на улицу и сказали: мы, наоборот, станем более открытыми, более толерантными. Люди не ожесточились, не было никаких призывов ужесточить наказания, ввести закон об экстремизме или отменить выборы губернаторов, как это случилось в нашей стране. Люди просто приняли факт и сказали: переживем", - восхищается блогер.
Джихад наоборот
22 июля в Осло около комплекса правительственных зданий прогремел взрыв. Через несколько часов, когда вся полиция была мобилизована в столицу, в пригороде на острове Утейя мужчина в полицейской форме расстрелял молодежный лагерь Норвежской рабочей партии. Стрельба по подросткам продолжалась 1,5 часа, после чего преступника арестовали. В результате двойного теракта погибли 77 человек и 96 получили ранения.
Организатором и исполнителем жестокого теракта оказался 32-летний норвежец Андерс Брейвик. Обычный парень, играющий в компьютерные игры, любящий труды Иммануила Канта, восхищающийся Уинстоном Черчиллем и пишущий в Твиттере, что "один человек, у которого есть вера, равен по силе 100 тысячам, у которых есть только интересы".
Свои действия на суде А.Брейвик называл "жестокими", но "необходимыми", это было частью его личной войны против исламизации Норвегии и всей Европы. Норвежец неоднократно заявлял о ненависти к мультикультурализму и мусульманам, которые, по его мнению, поддерживают Аль-Кайеду, прикрываясь европейскими паспортами. Кроме того, А.Брейвик состоял в масонской ложе и нередко писал на фашистских форумах.
Свои идеи он изложил в манифесте из полутора тысяч страниц, который опубликовал в Интернете за несколько часов до теракта. Также норвежский террорист выложил ролик "2083 - Декларация независимости Европы", где те же идеи излагались в виде кратких тезисов.
Как выяснила полиция, теракт А.Брейвик начал планировать еще 9 лет назад. Также допросы норвежского террориста показали, что он намеревался устроить еще 30 терактов, в том числе на АЭС, нефтяной платформе в Северном море и у королевского дворца. Однако следователи сомневаются, что преступник действительно готовил эти теракты.
Террорист заявлял, что 22 июля действовал в одиночку. Но на последнем допросе А.Брейвик предложил информацию о своих возможных сообщниках, которые, по его словам, готовили новые акции в обмен на его назначение главнокомандующим вооруженными силами Норвегии, отречение короля Харальда V и уход правительства страны в отставку.
А.Брейвику грозит высшая мера наказания: по норвежским законам, где отсутствует практика смертной казни, это 21 год тюрьмы. Однако срок может быть увеличен, если заключенный представляет потенциальную опасность для общества и есть риск повторения бойни.
Психиатры, обследовавшие А.Брейвика, выяснили, что он страдает серьезным заболеванием параноидально-шизофренического характера и в момент совершения преступления был невменяем. Такое заключение психиатров должно отправить А.Брейвика на принудительное лечение в психиатрическую клинику, а не в тюрьму. Однако против террориста может сыграть наличие у него манифеста, а также то, что многие норвежские политики и общественность настаивают на реальном уголовном наказании для преступника.