Общество, 22 дек 2015, 00:25

Свежий менеджер

Читать в полной версии
Фото: Джавахадзе Зураб/ТАСС

Четвертый по обороту российский продуктовый ретейлер «Дикси» поменял руководителя. Новым руководителем вместо Ильи Якубсона, который занимал этот пост шесть лет, станет представитель крупнейшего акционера Сергей Беляков.

Илья Якубсон, возглавлявший группу компаний «Дикси» (включает дивизионы «Дикси», «Виктория» и «Мегамарт») с 2009 года, покинул пост президента и сосредоточится на работе в совете директоров, следует из сообщения пресс-службы «Дикси», опубликованного в понедельник. Объясняя свою отставку, Якубсон, слова которого приводятся в сообщении, пояснил, что «Дикси» стоит «на пороге нового этапа развития», а потому компании необходим «свежий взгляд».

Новым главой одного из крупнейших ретейлеров России стал Сергей Беляков, бывший вице-президент и управляющий директор группы компаний «Меркурий», которой принадлежит более 54% акций ПАО «Дикси Групп» (головная компания публичного ретейлера). «Я хорошо знаком с компанией и ожиданиями акционеров по дальнейшему росту бизнеса и созданию акционерной стоимости, вместе с Ильей Якубсоном участвовал в работе над стратегией компании и уверен, что менеджменту «Дикси» по силам решение самых сложных задач», — прокомментировал свое назначение Беляков (его слова приводятся в пресс-релизе).

Илья Якубсон и Сергей Беляков в понедельник были недоступны для комментариев.

О новом руководителе «Дикси» известно немного. Председатель совета директоров «Дикси» и совладелец «Меркурия» Игорь Кесаев называет его своим «ближайшим соратником» и эффективным руководителем (эти слова приводятся в пресс-релизе «Дикси»). Беляков окончил факультет международных экономических отношений МГИМО. До работы в «Меркурии» он занимал управленческие позиции в компании Evraz и различных активах группы «Интеррос».​

Собиратель дивизионов

Илья Якубсон — одна из ключевых фигур российского ретейла. Он окончил исторический факультет Орловского государственного педагогического института. С 1997 года занимал должность генерального директора группы компаний «Паллада», под управлением которой находились сеть дискаунтеров «Сберегайка» и сеть супермаркетов «Паллада» в Орловской и Курской областях. В 2006 году Якубсон перешел на должность вице-президента ТК «Мегаполис» ГК «Меркурий». В 2008 году он был назначен вице-президентом ГК «Дикси», а в 2009 году стал президентом компании. Илья Якубсон также с 2011 года возглавлял Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), но в текущем году покинул этот пост. «Ассоциация сегодня находится на столь высоком уровне развития и решает столь амбициозные задачи, что совмещать лидерство в ней с постом топ-менеджера компании становится все сложнее», — тогда цитировал АКОРТ в пресс-релизе Якубсона.

В 2008 году, когда Якубсон стал вице-президентом ГК «Дикси», выручка группы составила 48,3 млрд руб. За это время выручка компании выросла более чем в пять раз — за текущий год, по прогнозам самой ГК «Дикси», она составит 274,8 млрд руб. Кроме того, по итогам 2014 года «Дикси» впервые обогнала по выручке германскую Metro Cash & Carry и поднялась с пятого на четвертое место в рейтинге крупнейших продуктовых ретейлеров по версии «INFOLine-Аналитики». В 2014 году общая выручка группы компаний «Дикси» составила 229 млрд руб.

«Илья Якубсон был приглашен [в «Дикси»], чтобы из децентрализованных дивизионов собрать единую компанию и наращивать ее темпы роста, — пояснил РБК источник, близкий к компании. — Теперь нужен кто-то, кто сделает ее более эффективной».

Финансовые результаты «Дикси» в 2015 году оказались не очень успешными. Из всех публичных продуктовых ретейлеров по итогам первых девяти месяцев этого года по росту выручки «Дикси» обогнала только «О’кей»: у «Дикси» продажи выросли на 19,8%, до 197,4 млрд руб., у «О’кей» — на 5,6%, до 114,6 млрд руб. (подробнее — см. график). Сопоставимые продажи «Дикси» за девять месяцев увеличились всего на 3,8%, при этом трафик упал на 4,3%.

В последнее время «Дикси» допустила ряд ошибок, считает генеральный директор «INFOLine-Ана­литики» Михаил Бурмистров. В частности, компания довольно быстро наращивала долю собственных торговых марок в ассортименте, и это могло вызвать у потребителей ощущение сужения предложения, приводит пример Бурмистров.

Цель — 6 тыс. магазинов

Решение о назначении нового президента «Дикси» готовилось задолго до объявления, знает Михаил Бурмистров. По его словам, после Нового года Якубсон будет заниматься вопросами, связанными с новой стратегией компании. О том, что в последнее время Игорь Кесаев, Илья Якубсон и Сергей Беляков совместно разрабатывали новую пятилетнюю стратегию развития ГК «Дикси», которая будет принята в 2016 году, знает и источник РБК, близкий к компании.

В презентации, которую Илья Якубсон представлял поставщикам компании в октябре 2015 года (есть в распоряжении РБК), содержатся планы «Дикси» до 2020 года. Изменения предусмотрены для каждого из дивизионов. Главное — планируются изменения в ассортименте, оптимизация промоакций и создание персонифицированной программы лояльности, улучшение ценового позиционирования и изменение внутреннего убранства магазинов. В «Виктории» обновят ассортимент и введут новые товары, будут использовать кросс-мерчендайзинг и расширят зону товаров категории «фреш» (свежие продукты). Предусмотрены изменения и гипермаркетов «Мегамарт»: будет проведена реновация внешнего вида магазинов и изменена выкладка товаров. Магазины будут использовать систему автозаказа, будет усилен мониторинг представленности товаров на полке. К 2020 году, судя по презентации, группа планирует совокупно увеличить количество магазинов сетей с 2667 (по состоянию на конец ноября 2015 года) до 6 тыс.

Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США