Общество, 22 дек 2017, 14:56

МАК назвал возможную причину катастрофы L-410 в Хабаровске

По предварительным оценкам, причиной аварии стала неправильная работа правого двигателя, лопасти которого фактически начали крутиться в обратную сторону. Пилоты распознали проблему, но справиться с ней не успели
Читать в полной версии
Фото: ГУ МЧС по Хабаровскому краю

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал промежуточный отчет (.pdf) о расследовании крушения двухмоторного L-410 в Хабаровске в ноябре этого года, жертвами которого стали шесть человек.

По данным МАКа, при посадке правый двигатель самолета перешел в бета-режим​, когда лопасти начинают работать в направлении реверса. «В 03:10:44 при положении обоих рычагов управления двигателем на «прямую» тягу началась регистрация разовой команды о включении бета-режима правого двигателя», — говорится в докладе.

Загорание сигнальной лампы бета-режима (beta range) означает, что шаг винта меньше величины полетного малого газа. Согласно разъяснению разработчика самолета включение данного режима в воздухе не допускается.

Разница в величине оборотов правого и левого винта появилась за 14 секунд до сигнала о включении бета-режима, следует из отчета. С того момента разница в скорости вращения двух винтов самолета только увеличивалась.

Практически сразу после сигнала о включении бета-режима у самолета начал развиваться правый крен, при этом экипаж для балансировки использовал отклонение педалей примерно на половину хода и отклонение элеронов вплоть до максимального.

Уже через две секунды после срабатывания сигнала о включении бета-режима на правом воздушном винте наблюдался заброс скорости вращения примерно до 2300 оборотов в минуту при максимальной эксплуатационной величине 2080 оборотов в минуту (с допуском на переходных режимах 2140 оборотов).

Судя по записям бортового магнитофона, экипаж распознал причины развития особой ситуации. В течении следующих девяти секунд самолет продолжал снижаться и энергично терял скорость, однако действия экипажа — управление нормально работающим левым двигателем, элеронами, рулями высоты и направлений — не привели к разрешению особой ситуации. Воздушный винт правой силовой установки не флюгировался, правый двигатель продолжал работать.

«Судя по записям бортового параметрического самописца и положению самолета на месте авиационного происшествия, на заключительном этапе полета самолет выполнил полный переворот вокруг продольной оси (бочку)», — говорится в промежуточном отчете.

Самолет L-410 авиакомпании «Хабаровские авиалинии», следовавший по маршруту Хабаровск — Нелькан, разбился 15 ноября. Катастрофа произошла при заходе на посадку в 2 км от поселька Нелькан. Погибли шесть человек, выжить удалось трехлетней девочке.

Разбившийся самолет был фактически новым — 2015 года выпуска, следует из отчета МАКа. В воздухе он провел 1693 из 20 тыс. часов назначенного ресурса, ни разу не ремонтировался и не успел налетать необходимого до первого профилактического ремонта количества часов (4800 часов или десять лет службы). Пилотировал его опытный пилот с общим налетом более 12 тыс. часов.

В результате происшествия «Хабаровские авиалинии» приняли решение временно отказаться от использования самолетов L-410. Двигатели разбившейся машины отправили в Чехию на завод-изготовитель.

«Ценовые ножницы»: что ждет российских нефтяников в 2026 году
Синдром выгоревшего собственника: как распознать и остановить угрозу
Утечка данных клиентов: 5 уязвимостей в вашем мобильном продукте
Как бизнесу возместить ставки по кредитам через ЕАЭС: механика и барьеры
Американским беби-бумерам принадлежат $80 трлн. Почему это злит молодежь
Деловая активность сжимается полгода. Почему растет только треть отраслей
В мире — «великая передача богатства». Кто от нее выиграет
Для занятых руководителей: что такое мини-MBA и какие навыки она дает