Общество, 23 янв 2013, 04:26

Век реформы не видать

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Россию ждут три пути развития, и все три — негативные, следует из доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ), который сегодня в Давосе представит глава российской делегации Дмитрий Медведев. Судьба страны до 2030 года будет зависеть от трех факторов — уровня цен на энергоресурсы, развития институтов и степени сплоченности общества. Однако в любом случае ждать политической воли к коренным реформам от федерального центра не стоит.

 
Сегодня в Давосе Дмитрий Медведев представит доклад ВЭФ, описывающий три сценария развития России до 2030 года. Вице-премьер Аркадий Дворкович назвал сценарии «не катастрофически ужасными, но негативными». «Они заставляют задуматься, где проблемы, что делается не так и как это исправить», — пояснил чиновник.
 
Экономическая и политическая ситуация в стране будет складываться в зависимости от трех векторов, считают авторы доклада, — цен на энергоресурсы, способности реформировать институциональную среду и сплоченности общества. В зависимости от того, как они сложатся, Россию ждет три сценария, каждый из которых хуже предыдущего. Первый — «Восстановление регионального баланса» — возможен, если цены на энергоносители будут постепенно снижаться. В этих условиях некоторые регионы независимо от федерального центра сделают рывок вперед благодаря инвестициям в сельское хозяйство и смежные области. В этом случае вперед выйдут те регионы, где институты сильны и уже есть задел для развития, — Татарстан, Самара, южные регионы, — считает эксперт Центра развития ВШЭ Валерий Миронов.
 
Второй сценарий — «Шаткая стабильность» — будет осуществляться при внезапном и устойчивом падении цен на нефть. Ресурсов на реформы не останется, и правительство будет вынуждено усиливать влияние на экономику и направлять больше средств на соцнужды. Этот вариант развития событий наименее реален, говорит профессор РЭШ Константин Стырин. «Китайская экономика продолжает расти, и это главный фактор, который держит цены на высоком уровне», — утверждает он.
 
Наконец, третий сценарий — «Конец спокойного бездействия» — проходит в довольно благоприятных для России условиях. Сырьевые цены остаются неизменными, а правительство, довольное сохранением благополучной макроэкономической ситуации, не спешит менять экономическую политику. Катализатором реформ становится общество, недовольное неэффективностью государства даже при высоких доходах.
 
Это один из самых интересных сценариев, комментирует г-н Миронов. России необходима новая политическая модель, но она может сложиться только после изменений в политике. «Это не значит, что надо «драйвить» в Гайд-парке, просто новый экономический класс должен получить правила игры, которые могут быть невыгодны сырьевой экономике», — считает г-н Миронов.
 
Примечательно, что ни один из сценариев не предусматривает институциональные реформы по инициативе федерального центра, замечает г-н Стырин: «Прошлогодняя волна недовольства в обществе постепенно улеглась, и власть сразу же дала четко понять, что она ничего не собирается кардинально менять». Правительству необходим внешний шок, чтобы начать менять ситуацию, добавляет он.
 
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает эти опасения «долгоиграющей балалайкой о сырьевом проклятье». Наличие или отсутствие нефтегазового экспорта никак не влияет на волю проводить или не проводить структурные реформы. «Механизмы принятия решений гораздо сложнее. Все упирается не в цены на нефть, а в головы политических лидеров», — уверен эксперт.
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков