Общество, 23 мар 2015, 00:25

Чем дороже, тем еще дороже

Читать в полной версии

РБК проанализировал рост цен на товары шведской компании IKEA. Средний прирост по всему ассортименту, представленному на сайте, составил 16%. Больше всего выросли цены на кухни.

​​В декабре 2014 года, когда после рекордных обвалов рубля IKEA объявила о повышении цен, мы решили провести мониторинг стоимости товаров шведской компании до и после повышения. На наш взгляд, анализ отдельных товарных групп куда более нагляден, чем индекс потребительских цен Росстата. Почему мы выбрали IKEA? Розничный рынок мебели и товаров для дома один из крупнейших наряду с продуктами питания, одеждой, обувью, электроникой и бытовой техникой, однако на других рынках нет столь мощного игрока, задающего стандарты для конкурентов. Шведская компания занимает около пятой части российского мебельного рынка, а если говорить о мегаполисах, то ее доля еще выше.

Согласно расчетам РБК, после повышения цен, состоявшегося 18 декабря, средняя стоимость товаров в IKEA выросла на 16,3% (о методике расчета читайте «Как проводился мониторинг цен»). Средневзвешенный рост, который учитывает все цены каждого товара, составил 17,6%.

В нашу выборку попали около 5600 товаров, почти 40% из них не подорожали. А восемь товаров и вовсе подешевели — сильнее всего цена упала (-69%) у шкафа под раковину «Фуллен», который распродается по 500 рублей. Также в числе подешевевшей продукции несколько растений и внутренние элементы для ящиков.

Из 2105 товаров, стоимость которых не изменилась, 1539 не стоят дороже 1000 руб. То есть IKEA предпочла удерживать цены на дешевую продукцию: элементы оформления интерьера (свечи, растения, рамы и картины), текстиль (подушки, гардины), мебель для хранения (полки, ящики). Не подорожал и самый дешевый товар — стопка «Смориска» по-прежнему стоит 4 руб.

С высокими ценами ситуация обратная. Чем выше была стоимость продукции, тем сильнее она дорожала. Средний рост цен для товарной группы до 200 руб. составил всего 8,1%. А вот пов​​​ышение для товарной группы с ценниками выше 10 000 руб. равняется 18,9%.

При этом самым подорожавшим товаром стала центральная перекладина — это часть реечного днища для кроватей — «Скорва», чья стоимость выросла в два раза, до 1000 руб. Цена одного из двух самых дорогих товаров — трехместного дивана «Стокгольм» — увеличилась на 25%, до 99 990 руб.

Если посмотреть на товарные группы, ​​​то сильнее всего цены выросли на «кухонные шкафы и бытовую технику» — на 36,7%. Значительная часть этой группы — бытовая техника (духовки, морозилки, варочные панели, СВЧ), подорожавшая из-за ослабления рубля. Но лидером роста стоимости среди техники и мебели стала не электроника, а деревянный модуль для хранения «Улофсторп» — плюс 62%, до 12 990 руб.

На две другие товарные категории, также относящиеся к кухне, — «приготовление пищи» и «сервировка» — цены выросли минимально, всего на 6% и 5,9% соответственно. В эти группы входят 559 товаров (посуда, различные кухонные принадлежности, «стекло») — 368 из них не подорожали. Больше всего цены выросли на измельчитель «Строланде» (+33%, до 399 руб.) и лопаточку «IKEA365+ Йелте» (+34%, до 199 руб).

Также мы сравнили цены в российских и зарубежных магазинах IKEA. Для выборки мы взяли несколько популярных товаров — кресло-классику «Поэнг», придиванный столик «Лакк», который можно встретить во многих квартирах, и гардероб «Пакс», а в список стран для сравнения включили США, Германию, Польшу и Швецию.

Несмотря на повышение цен, стоимость товаров в России оказалась сопоставима с иностранными магазинами: какая-то продукция дороже в США или Германии, другая — в Швеции.

Pro
Как российской компании судиться с индийским контрагентом
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части
Pro
«Не будьте лобстером»: как строить карьеру — 7 советов от топ-менеджера
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением