Общество, 23 апр 2008, 14:53

Россияне не доверяют рынку благотворительности

Сегодня в России не создано оптимальной системы институтов благотворительности, считают опрошенные РБК-ТВ сотрудники российских благотворительных фондов. Они апеллируют к необходимости налоговых льгот для бизнеса, жертвующего средства в соответствующих целях (они были отменены в 2002г.). Однако не совсем понятно, опыт каких стран нужно рассматривать как наиболее приемлемый.
Читать в полной версии

"В среднем американская семья тратит около 1700-1800 долларов в год на благотворительность, – рассказывает в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" президент благотворительного фонда "Кто, если не я?" Ольга Рейман. – Конечно, таких цифр в нашей стране нет. И, наверное, здесь нужно в первую очередь говорить о том доверии, которое пока что не смогли завоевать благотворительные фонды".

Но в России также нет и многих других цифр, которые есть в Америке. Например, по данным Минсельхоза США, ежегодно 36 млн американцев (среди них 12 млн детей), или 13% населения, периодически сталкиваются с проблемой голода. На таком фоне вполне можно ожидать роста доверия к благотворительности.

В любом случае о подобном доверии в РФ говорить рано. Но, по данным соцопросов, большинство граждан России вообще не хотят об этом говорить: благотворительность должна находиться в компетенции государства. По данным ВЦИОМ, так считают 49% опрошенных.

При этом 38% опрошенных ВЦИОМ считают, что благотворительность не нуждается ни в какой поддержке. Почти столько же – 40% - не возражают против моральной поддержки. Лишь меньшинство (16%) соглашается с экономическими стимулами для благотворительности (эти опросы проводились в 2007г.).

Любопытно, что несмотря на отсутствие льгот, российский бизнес жертвует в благотворительных целях и так больше, чем бизнес на Западе. Например, в 2003г. российские компании выделили на благотворительность 1,5 млрд долларов (17% прибылей), если верить подсчетам российского представительства британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation ("CAF Россия").

Впрочем, данные о социальной ответственности бизнеса в РФ спорны и не поддаются верификации, утверждают эксперты. Если "CAF Россия" насчитал в 2003г. 1,5 млрд "благотворительных" долларов в России, то в 2004г. – всего 500 млн. При этом, по данным РСПП, напротив, суммы пожертвований растут: в 2002г. – 97 млрд рублей, а в 2005г. – 150 млрд рублей (6,5 млрд долларов).

"Компании заботит их социальный статус, взаимоотношения с партнерами. Уже сейчас я могу сказать, что бизнес задумывается, как правильно помочь людям, – соглашается О.Рейман. – Я призываю компании все-таки работать с профессиональными участниками рынка благотворительности, если можно так сказать, потому что это тоже бизнес-процесс, логистика и тоже управление. Поэтому здесь должны работать профессионалы".

И, похоже, граждане РФ уже осознали, что благотворительность – это своего рода рынок, только в негативных коннотациях этого слова. Так, более четверти опрошенных ЦИРКОН в феврале 2008г. отметили, что благотворительные организации являются придатками бизнес-структур и способствуют отмыванию денег (доля несогласных с этим лишь немногим выше 38%). Каждый третий не видит в их деятельности ни вреда, ни пользы, вообще считая эту деятельность незаметной.

Многие считают обращение к благотворительности формой PR и в связи с этим вспоминают фонд "Полярная звезда" Романа Абрамовича, созданный за год до губернаторских выборов на Чукотке, или другой фонд – "Возрождение" – губернатора Кемеровской области Амана Тулеева.

При этом недоверие общества к благотворительности только усиливается разного рода благотворительными банкетами. Бюджеты "балов" порой превышают 1 млн долларов: 50% идет на организацию стола, 30% – на аренду и 10-15% возьмет ивент-агентство. Но затраты окупаются именитыми гостями.

"Многие говорят: "Зачем тратить столько денег? Можно было бы все эти деньги пустить на благотворительность", – комментирует телеведущая Марианна Максимовская. – На самом деле это не совсем правда. Это такой вот западный формат, который пришел к нам в Россию, наверное, это хорошо. На миру и богатые люди тратят намного больше".

"Люди охотно посещают такие вечера, но насколько они лояльны к благотворительности – это сложный вопрос, – говорит в заключение программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ О.Рейман. – Как показывает мой опыт, если люди пришли отдохнуть и есть другой повод, нежели благотворительность, для них крайне сложно взять и переключиться на печальные темы… Мне немножко обидно за наше общество: люди, которые делают пожертвования, не вникают в суть проблемы".

Для справки: 93-95% онкогематологических больных детей не имеют шансов выжить, заявляет замдиректора Института детской гематологии Галина Новичкова. Ежегодно выявляется 1,5 тысячи таких больных детей. По данным Госкомстата, в России 300 тысяч бездомных детей, которые не включены ни в какие статистики Минздравсоцразвития. При этом в МВД приводят данные о более чем 700 тысячах детей-сирот в России. Причем на каждого беспризорника приходится 2-3 безнадзорных. 2 млн подростков неграмотны. В стране постоянно растет количество самоубийств среди детей. При этом и здоровье благополучных детей оставляет желать лучшего вследствие недоедания, констатируют в Союзе педиатров России.

"Эта ситуация абсурдная, потому что мы живем в стране богатой, – разводит руками в пресс-центре РБК актриса Дина Корзун. – Можно поставить вопрос серьезно и попытаться, чтобы нашлись люди, от которых зависит что-то изменить".

Pro
Какие материалы с лицензией Creative Commons нельзя брать бесплатно
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов