Путин пошел ва-банк
Президент выяснил, почему российская экономика растет медленно. Во многом из-за аппетитов госбанков. Они лишают реальный сектор длинных и дешевых денег: на риски и маржу закладывается минимум 8% сверх инфляции. Кремль намерен повлиять на ситуацию, а бюджетные средства на поддержку экономики перераспределить в пользу предвыборных обещаний Владимира Путина — на социалку и инфраструктуру.
Кадровой сенсации на экономическом совещании в Сочи не произошло — Алексея Кудрина не позвали в Кремль, рассказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Сделают ли ему какое-то предложение? — задумался Песков и тут же отшутился: — Какое-то, может быть, и сделают».
Вчера в «Бочаров ручей» прибыли все ключевые министры во главе с премьером Дмитрием Медведевым и вся верхушка Кремля. Чиновники и эксперты разбирались, почему экономика России растет медленнее прогноза. Присутствие декана факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского госуниверситета Алексея Кудрина, отказавшегося в свое время работать в правительстве Дмитрия Медведева, добавило пикантности. В Сочи он прилетел как эксперт. «Его доклад был не менее убедительным, чем другие, но и не более», — пояснил Дмитрий Песков.
Путин сидел во главе стола; по обе стороны от него, друг напротив друга — глава администрации президента Сергей Иванов и премьер Дмитрий Медведев.
Экономика еврозоны замедлилась на 0,6%, а лекарство, каким лечат, например, Кипр, подрывает доверие к финансовой системе, констатировал президент. Не все ладно и в традиционно благополучном Азиатско-Тихоокеанском регионе: Китай замедлился, а Япония включила печатный станок. МВФ снизил прогноз по росту экономики США (-0,2%) и мировой — до 3,3% (-0,2%) на 2013 год.
Экономика России хромает уже со второго полугодия прошлого года. Рост в 2012 году (3,4% ВВП) произошел благодаря ударному первому кварталу (4,8% ВВП). Уже сейчас понятно, что прогноз на 2013 год слишком оптимистичный — его снизили почти в полтора раза, до 2,4%. «Это ниже мирового роста, — расстроился Путин. — У нас давно такого не было».
Российские проблемы лишь частично связаны с мировым кризисом, утверждал глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Основная причина замедления роста — наложение трех тормозящих факторов.
Произошло укрепление рубля (рост тарифов и зарплат укрепил нацвалюту на 20% за пять лет), выросли процентные ставки банков (тут министр упрекнул Алексея Кудрина, обещавшего, что снижение инфляции приведет к снижению ставок, а сейчас инфляция 7%, а ставки не ниже 12%) и бюджетная консолидация. Экс-министр финансов пояснил, что банки ориентируются не на текущую инфляцию, а на будущую, и нынешние ставки лишь свидетельствуют об ожиданиях, рассказал о закрытой части совещания Андрей Белоусов.
Банковские ставки пойдут вниз, как только будет принято политическое решение уменьшить их маржу, заявил глава совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. «Деньги обходятся банкам на уровень инфляции, они закладывают на риски 3% сверху и еще маржу в 4—5%, — раскрыл карты г-н Вьюгин. — И в результате мы получаем минимум 14%». Г-н Вьюгин уточнил, что сказанное касается в основном госбанков. С них предложил и начать. А затем маржу начнут резать и частные. «Не скрою, мы об этом думаем, — согласился Путин. — Маржа и стоимость рисков — вещи очень гибкие. Мы видим, какие в Европе потрясения, я даже не про Кипр. Но они и риски ниже оценивают, и маржа у них меньше». Нагибать госбанки политически никто не собирается, утверждали после совещания участники. Снизить ставки можно путем сокращения издержек, предполагали экономисты.
По словам Андрея Белоусова, в Минфине уже работает общественный совет в поисках бюджетного маневра. «Ищется возможность перераспределения бюджетных расходов на здравоохранение, образование и инфраструктуру, — рассказал министр. — А неэффективные расходы на поддержку экономики нужно будет сократить».