Названа причина обысков у режиссера Кирилла Серебренникова
Обыски в «Гоголь-центре» и в квартире его художественного руководителя Кирилла Серебренникова проводятся в рамках расследования по делу о хищениях, рассказал собеседник РБК, знакомый с ходом расследования.
По его словам, дело было возбуждено по статье «Хищение в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 159 УК) и в деле фигурирует ущерб на сумму чуть больше 1 млн руб. Источник «Интерфакса» называет другую сумму — $35 млн. По сведениям агентства, Серебренников проходит по делу как свидетель.
Официальный представитель столичного управления СК Юлия Иванова сообщила РБК, что следователи проводят обыски на основании материалов оперативных служб и в рамках уголовного дела по факту хищения в 2014 году бюджетных средств в особо крупном размере, выделенных автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» (труппа, которая была создана Серебренниковым на основе его курса в Школе-студии МХАТ, набранного в 2008 году, является одним из резидентов «Гоголь-центра»).
Координатор благотворительного фонда «Русь Сидящая» Алексей Федяров в беседе с РБК подтвердил информацию о том, что Кирилл Серебренников привлечен в качестве свидетеля к расследованию уголовного дела, возбужденного по факту заключения соглашения между Министерством культуры и «Седьмой студией».
«Заключение касалось субсидирования деятельности по популяризации современного искусства», — сообщил РБК Федяров. Он добавил, что Серебренников «не является ни подозреваемым, ни обвиняемым».
По данным «знакомого с ситуацией» источника ТАСС, задержанных по делу пока нет. Расследование связано с хищением средств, подтвердил собеседник агентства.
Источник «Интерфакса» сообщил, что обыски проходят в рамках дела, возбужденного еще в 2015 году, по факту хищений финансовых средств неустановленными чиновниками департамента культуры Москвы.
По данным источника РБК, расследование уголовного дела ведет управление Следственного комитета по Москве, в ходе обысков его сотрудников сопровождают сотрудники Федеральной службы безопасности.
Корреспондент телеканала РБК Роман Супер сообщил, что обыски в квартире Серебренникова проходят с 9 часов утра и на их месте находится адвокат режиссера Золотухин. По данным источника, СКР планирует допросить режиссера.
Позднее портал Life написал о начале обысков в Центре современного искусства «Винзавод» и других местах.
Президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко заявила РБК, что не знает об обысках в помещениях «Винзавода».
«Ничего об этом не знаю. Сейчас нахожусь не на «Винзаводе», и нам никакой информации по этому поводу не поступало», — сказала она.
Руководитель пресс-службы фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Екатерина Козырева сообщила РБК, что в самом фонде никаких «следственных мероприятий не происходит».
«На территории «Винзавода» находится много разных организаций, юридических лиц. К фонду поддержки современного искусства они отношения не имеют, что происходит у них, я не знаю», — сказала она.
Заместитель директора Российского академического молодежного театра Карп Мясников опроверг РБК проведение обысков в РАМТ. «Ничего об обысках мне не известно», — отметил он.
Ваш браузер не поддерживает вставку видео
Кирилл Серебренников — режиссер театра и кино, в 2012 году был назначен художественным руководителем Московского драматического театра имени Гоголя, впоследствии преобразованного в «Гоголь-центр». Среди его работ в кино и на телевидении — сериал «Дневник убийцы», комедия «Изображая жертву», фильмы «Юрьев день», «Измена», «Ученик» и другие. За свои работы в кино, театре и на телевидении Серебренников удостоен премий ТЭФИ, «Хрустальная Турандот», «Золотая маска», а также призов «Кинотавра» и Каннского фестиваля.
По словам писателя Григория Чхартишвили, Серебренников — один из немногих российских режиссеров, кого хорошо знают во Франции, и проведенный у него обыск даст богатую пищу для статей во французских СМИ накануне намеченного на 29 мая визита в Париж президента России Владимира Путина.
В апреле 2015 года Анастасия Голуб, возглавившая «Гоголь-центр» незадолго до этого, заявила о тяжелой экономической ситуации в театре. По ее словам, за два года существования «Гоголь-центра» была создана уникальная художественная модель, «но не удалось создать адекватной экономической модели». В опубликованном пресс-релизе также отмечалось, что руководство намерено передать отчет о финансовой ситуации в московский департамент культуры и предложить ряд антикризисных мер. Агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, тогда сообщило, что сумма финансовых убытков «Гоголь-центра» составляет около 80 млн руб., а сам он находится на грани закрытия.
Бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский объяснил причины финансовых убытков отказом столичного департамента культуры помочь театру в трудной ситуации. По его словам, ведомство отказало «даже в помощи на оплату аренды площадок для проведения выездных спектаклей и связанных с ними транспортных расходов». Малобродский также отметил, что из-за капитального ремонта в течение четырех месяцев театр был вынужден играть на чужих площадках, не получая для этого помощи со стороны департамента, хотя, по его словам, «обычная практика заключается в предоставлении театру на период ремонта иной площадки, оплаченной учредителем». Экс-директор опроверг и ранее названную сумму убытков в 80 млн: по его словам, в действительности речь шла о сумме немногим менее 12 млн.
По информации газеты «Известия», финансовые проблемы у «Гоголь-центра» возникли из-за конфликта между художественным руководителем театра Кириллом Серебренниковым и экс-директором Малобродским: якобы худрук требовал от директора безоговорочно выполнять дорогостоящий постановочный план при недостатке финансирования. Театр выпускал до 12 премьер в год, что превышало госзадание в три раза, а деньги на создание внеплановых спектаклей не были компенсированы.
Летом 2015 года Анастасия Голуб покинула пост директора «Гоголь-центра», проработав всего несколько месяцев. Глава столичного департамента культуры в августе того же года заявил, что театр является убыточным, а ответственность за все решения, связанные с финансами, лежит на художественном руководителе Кирилле Серебренникове. Он также отметил, что городские власти не намерены вмешиваться в дела театра.