Общество, 23 июн 2014, 01:24

Депутаты нашлись в Rambler

Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

В Госдуме не отказываются от идеи приравнять новостные агрегаторы — сервисы «Яндекс.Новости», «Рамблер.Новости» и их аналоги — к СМИ или законодательно придать им особый статус. Об этом заявил один из авторов так называемого закона о блогерах, депутат Вадим Деньгин во время пятничной экскурсии по офису Rambler & Co.

Уже в ближайшие недели, по словам заместителя председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадима Деньгина, пройдет круглый стол с участием крупных интернет-компаний, а позже — экспертный совет и парламентские слушания, на которых будет выработан «качественный законопроект, который не будет нагибать никого, но и не оставит государство без защиты». Ранее, 11 июня, другой зампредседателя этого комитета Леонид Левин убеждал, что законопроект, приравнивающий поисковики к СМИ, не появится. Именно Левин вел в начале недели заседание комитета в отсутствие лишенного иммунитета его главы Алексея Митрофанова.

Депутата Деньгина и его коллегу по комитету и еще одного автора закона о блогерах, Андрея Лугового, в течение нескольких недель приглашали в офис Rambler & Co (управляет Rambler.ru, LiveJournal.com, Gazeta.ru. Lenta.ru и др.), чтобы показать, как работают новостные агрегаторы. В «Яндекс» законодателей тоже звали, но, как уточняли в этой компании, депутаты так и не дошли. Теперь, по словам Деньгина, он побывает и в «Яндексе». «Я пойду везде, и в «Яндекс», а Луговой присоединится», — пообещал РБК Деньгин. В пресс-службе «Яндекса» отметили, что пока о конкретной дате с депутатами не договорились.

В Rambler & Co Деньгин приехал без Лугового, на метро, и сокрушался, что вынужден вскоре отправиться на следующую встречу. В кабинете директора по безопасности интернет-холдинга Александра Рылика депутат объяснил, почему законодатели так интересуются новостными агрегаторами. «У нас претензия не к самим новостным блокам, не к тому, что содержатся в плашке «Новости» (подразумевается топ новостей на главной странице. — РБК), а к комментарию к новост­ному блоку, который пишут не роботы, а люди. Люди зачастую не заходят ни на «Коммерсантъ», ни на ИТАР-ТАСС, а читают этот комментарий», — сказал депутат. По просьбе РБК он уточнил, что имеется в виду под комментарием — это анонс новости, несколько предложений, которые отображаются под заголовком непосредственно на странице новостного раздела, а не на главной странице поисковика. Директор по внешним коммуникациям Rambler & Co Матвей Алексеев заметил, что эта вводка — начало новости, которую уже написали журналисты лицензированных СМИ и вручную ее никто не правит. Журналисты и представители Rambler & Co открыли первую попавшуюся новость в агрегаторе и сравнили содержание анонса и начало новости на сайте самого СМИ. Они совпали. «Да, это действительно первая строчка «Газеты.Ru», но мы неоднократно натыкались на то, что такие анонсы пишут люди», — заметил депутат.

«Анонсы у нас, конечно, нерукотворные», — отметил редактор новостного агрегатора Rambler Максим Токарев. По его словам, редакторы исправляют только опечатки, запятые, делают заголовки глагольными — то есть приводят ленту к единообразию. Токарев не согласен, что сервис с такими функциями можно считать СМИ: «На мой взгляд, с таким же успехом можно считать СМИ газетный киоск. Продавец газетного киоска никак не может отвечать за то, что пишут в газетах».

Токарев рассказал, что изначально новости собирала команда редакторов, но в 2008 году сервис перешел в режим автоматической выборки. У Rambler есть возможность поднять новость в топ, но ею, по словам Токарева, воспользовались лишь однажды: когда в Челябинске упал метеорит — и только для того, чтобы дать новость быстрее конкурентов. От «Яндекса» механика новостного блока Rambler, как подчеркивает Токарев, ничем не отличается — только новостей больше, в среднем — 12—15.

Деньгин, однако, стоял на своем: «Все равно присутствует рука человека». «Мы должны пытаться защититься от случайного вторжения, когда поисковик имеет право влиять на массы людей», — подчеркнул депутат. Ауди­тория этого сервиса, по словам Токарева, около 1,5 млн пользователей в день.

Выпускник Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, 33-летний Вадим Деньгин во время экскурсии по офису Rambler & Co обратил внимание на то, что не имеет опыта работы в интернет-компании и знакомится с индустрией постепенно, потому что «понимание необходимо». Попутно он пояснил логику последних поправок в закон «Об информации...» (с 1 августа вступает в силу закон о блогерах, который фактически приравнивает к СМИ все ресурсы с ежедневной аудиторией 3 тыс. человек в день; в том же пакете поправок вводится понятие «организатор распространения информации», под который попадает широкий спектр площадок — от персонального блога до социальной сети — от них потребуются тесное сотрудничество со спецслужбами и хранение в течение полугода данных о деятельности пользователей). «Мы должны понимать, что государство должно заботиться о своей безопасности. У нас сейчас экспансия идет из Америки, и большинство компаний хранят там информацию. Пока мы с этим ничего сделать не можем», — изложил суть законодательного курса Деньгин.

Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Работа без роли: зачем и как внедрять систему «плавающих» должностей
Pro
6 технологий, за которыми финансовой отрасли стоит следить в 2025 году
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование