Билет без права сдачи
С 21 июня российские авиакомпании могут продавать пассажирам невозвратные авиабилеты. Вслед за авиакомпаниями разрешение властей вводить невозвратный тариф получат и РЖД. Перевозчики обещают, что эти новшества позволят пассажирам летать и ездить дешевле.
Закон о невозвратных авиабилетах вступил в силу в эти выходные, через 60 дней после подписания президентом. Группа «Аэрофлот», чья доля на российском рынке приближается к 40%, в пятницу разослала агентам письмо об изменениях правил применения тарифа.
Тарифы группы «Бюджет» и «Промо» переводятся в категорию невозвратных, а для тарифов группы «Оптимум» экономкласса устанавливается один фиксированный штраф за возврат и отменяется 25-процентный штраф за отказ от перевозки менее чем за сутки, при этом за 40 минут до вылета тариф становится невозвратным. Для тарифов группы «Оптимум» бизнес-класса отменяются штрафы за возврат, один фиксированный штраф остается только в тарифах на дальнемагистральные перевозки.
Представитель «Аэрофлота» подтвердил подлинность письма.
«Трансаэро» введет невозвратные билеты в ближайшее время, они точно будут дешевле обычных, сказал РБК первый заместитель генерального директора компании Дмитрий Столяров. UTair обсуждает внедрение невозвратных билетов, сказал представитель авиакомпании.
Ранее пассажиры имели право отказаться от полета не позднее чем за 24 часа до вылета и получить обратно деньги за билет, а при отказе от полета менее чем за сутки мог быть удержан сбор — не более 25% уплаченной за билет суммы. Риски отказа пассажиров от перевозки закладывались российскими авиакомпаниями в тариф, что вело к увеличению стоимости билетов, ранее объяснял РБК представитель Минтранса.
Для пассажиров выгоднее введение невозвратных тарифов на направлениях, где происходит меньше всего возвратов. За последние три месяца меньше всего возвращали билеты в Тиват (2,8%), Барселону, Стамбул и Сочи (6—8,8%), говорит директор по развитию агентства по продаже билетов Pososhok.ru Кирилл Фаминский. Но перелеты могут и не подешеветь, поскольку перевозчики могут перевести свои минимальные, акционные и промотарифы в разряд невозвратных, не снижая цены, опасается Фаминский.
Невозвратный билет может обойтись на 10—15% дешевле возвратного, говорила ранее РБК аналитик ИК «Регион» Алла Юрова. Если невозвратные билеты будут действительно дешевле прочих, они будут распродаваться почти все, поскольку цена остается ключевым параметром при выборе билета, говорит Фаминский.
Плата за багаж
В пятницу Госдума приняла в первом чтении еще один документ из «лоукост-пакета»: законопроект позволит авиакомпаниям брать дополнительную плату за провоз багажа, вес которого превышает 10 кг.
Согласно действующему законодательству норму веса багажа, который можно провозить без дополнительной платы, устанавливает сам перевозчик. Все привыкли к норме в 20 кг, но уже давно приказом профильного министерства норма бесплатного провоза багажа была установлена на уровне 10 кг, однако ведомственный акт оспаривался авиакомпаниями, рассказал на пленарном заседании Думы замминистра транспорта Сергей Аристов.
Невозвратный «Сапсан»
Вслед за авиакомпаниями невозвратные билеты введет и РЖД. В четверг правительство одобрило законопроект о поправках в Устав железнодорожного транспорта, которые позволят РЖД продавать такие билеты, сообщил глава правительства Дмитрий Медведев на своей странице в Facebook. Согласно законопроекту невозвратными могут быть не более 50% билетов на каждом маршруте.
Это коснется только дерегулируемого сектора, который не субсидируется государством: перевозок в купе, СВ, а также скоростных поездах («Сапсан», «Аллегро», «Ласточка»), рассказал РБК вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Федеральная пассажирская компания» («дочка» РЖД) Михаил Акулов. По его словам, невозвратные билеты на поезда будут продаваться на 10—20% дешевле обычных.
Введение невозвратных билетов поможет «пересадить» пассажиров из плацкартных вагонов в более комфортные купе, считает Акулов.
От Sky Express до «Добролета»