Общество, 23 июл 2008, 16:32

Интернет-торговля свяжет регионы

Объемы дистанционной торговли в России растут на 20-30% ежегодно. Однако, опережая по темпам роста Запад (с 2% в год), мы не можем похвастаться серьезными оборотами на этом рынке. Если в ЕС — 90 млрд евро, более 100 млрд долларов — в США, в России по итогам 2007г. - 1,23 млн евро (данные Национальной ассоциации дистанционной торговли, НАДТ).
Читать в полной версии

При этом выгодополучателем на мизерном, хотя и быстрорастущем рынке России остается Запад.

"Прогнозирую, что большая часть рынка будет с западными компаниями, - заявляет в эфире РБК-ТВ в прогрмме “Сфера интересов" управляющий директор Direct Group Марина Трещова. - Сегодня здесь уже присутствуют Otto Group, которая является №1 в мире дистанционной торговли (и №2 в электронной коммерции после Amazon.com). Также Quelle, La Redoute, Yves Rocher и др.".

Исторически сложилось, что крупнейшие одежные компании – а в мире более 70% дистанционной торговли приходится на одежный сектор – компании из Европы, - заявляют эксперты. Между тем в в России дологое время драйвером дистанционной торговли остаются книги и печатные издания. По итогам 2007г, книги заняли 41% рынка, тогда как одежда и обувь – только 22%, продажи косметики вообще расположились рядом с продажами семян – по 11%, еще меньше отвоевали у книг товары для здоврья (11%).

Вероятно, такая структура продаж связана со спецификой Интернет-аудитории в России. Интернет до сих пор не стал массовым. И хотя, по данным eMarketer, к концу 2008г. РФ выйдет на 2-ое место в Европе по количеству интернет-пользователей (после Германии), широко-полосный доступ (ШПД) пока что закрыт для 98,5% россиян, - подсчитали в Fitch Raitings. Дело в том, что оптимистическая статистика Мининформсвязи включает даже тех граждан, которые выходят в Интернет раз в 3 месяца из Интернет-кафе.

Как бы то ни было, в НАДТ считают, что рост рынка связан исключительлно с притоком новых пользователей-россиян в мировую паутину. Для огромной страны (при неразвитой инфраструктуре) электронная коммерция является идельным решением. “В нашей компании более 80% продаж приходятся на регионы, - подтверждает М.Трещова, - то есть повторяетя распределение населения по стране. Цены одинаковые, а транспортные тарифы порой фиксированы".

Очевидно, логистика являются ключевым звеном в Интернет-торголве. Хотя в деловых кругах принято иронизировать над “Почтой России" (“сложный партнер" и т.д.), сеть госмонополии из 42 тысяч отделений является, по сути, безальтернативной. К тому же на рынке давно представлены фирмы экспресс-доставки с тарифами в разы превышающими расценки “Почты России" (впрочем, компании экспресс-доставки мало волнует судьба городов с населением 100 тысяч человек).

“Логистическая составляющая “Почты России" хромает, - сетует М.Трещова на проблему “узкого горлышка" в Центральной части России. - Вся инфраструктура построена так, что через нее (через Центральную часть) идут все заказы, соотвественно в пиковые, праздничные дни это сказывается. Мы вынуждены сдерживать объемы развития в эти периоды: просто, потому что у почты есть сложности". Но, возражает здравый смысл, этими сложностями страна обязана вовсе не “Почте России", а тому факту, что все склады упомянутых западных компаний, за которыми большая часть российского рынка (см. выше), расположены в Московской области. Более того, претензии к “узкому горлышку", по сути, сводятся к проблеме исторического выбора столицы России.

Тем временем, сам по себе рынок Интернет-торговли пока что не отличается 100% чистотой. “На Западе пионеры наступали на те же грабли, что и мы сегодня. Но рынок был организован соответсвующей директивой ЕС, которая сразу расставила все точки над i, защитив потребителя, - говорит о слабой законодательной базе Интернет-торговли в России председатель московского Общества защиты прав потребителей Надежда Головкова. - Весь мусор с рынка ушел, и все стали работать по правилам. В России, к сожалению, этот мусор остается не решенной проблемой".

“На сегодня все крупные компании объединены в рамках НАДТ, - добавляет в заключение программы “Сфера интересов" на РБК-ТВ М.Трещова. - Принят определенный этический кодекс, мы активно сотрудничаем с Союзом защиты прав потребителей. Ведется и диалог с новым руководством “Почты России": мы хотим передать ей европейский опыт".

Pro
Компании забывают защищать DNS-протоколы. Как этим пользуются хакеры
Pro
Бедность не порог: 6 неочевидных фактов о бизнесе «из низов»
Pro
ФРС начала перезагрузку экономики США. Что будет с долларом и нефтью
Pro
«Безмолвный убийца». Как экономический кризис тихо накрывает Таиланд
Pro
10 дней неразберихи: как решили вопрос с сертификацией товаров на таможне
Pro
Старый троян Necro атаковал 11 млн пользователей Android. Как так вышло
Pro
Как руководителю бороться с «тихими отпусками» сотрудников — Fast Company
Pro
Так ли безопасен безалкогольный алкоголь