Мода не платит
С начала года сеть Kira Plastinina получила десятки исков от владельцев торговых центров на сумму более 45 млн руб. Продажи одежных и обувных ретейлеров сильно просели в кризис, и они начали «войну» с арендодателями.
Претензии у Kira Plastinina
С начала года одежная сеть Kira Plastinina получила десятки исков от владельцев торговых центров, следует из судебных картотек. Сеть основана в 2007 году Кирой Пластининой, дочерью одного из основателей «Вимм-Билль-Данна» Сергея Пластинина. По данным сайта компании, сеть Kira Plastinina насчитывает 238 точек, из них 173 в России. Также магазины работают в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдове, Украине.
По данным базы данных СПАРК, с начала 2015 года операционная компания сети ООО «Кира Пластинина Стиль» («КП Стиль») выступает ответчиком по 29 искам, общая сумма претензий составляет 46,7 млн руб. Никогда раньше такого шквала исков к компании не наблюдалось: если верить системе СПАРК, с 2009 года компания в различных качествах фигурировала в исках арбитражных судов не чаще четырех раз в год. В 2014 году «КП Стиль» смогла нарастить выручку в сравнении с 2013 годом на 4,5%, продажи компании составили около 3 млрд руб. Компания никогда с момента создания не была прибыльной, однако в 2014 году «КП Стиль» показала рекордный убыток почти в 1 млрд руб. (956,3 млн руб. в 2014 году против убытка 134 млн руб. в 2013 году).
Представитель компании «КП Стиль» отказалась давать комментарии к этой статье.
По данным, содержащимся в картотеке Высшего арбитражного суда России (аккумулирует сведения о движении дел в российских арбитражах), основная часть исков к «КП Стиль» касается просрочки арендной платы владельцам торговых помещений. Одна из самых больших задолженностей у «КП Стиль» перед компанией «Берга Девелопмент» («дочка» австрийской компании Immofinanz), управляющей московским ТРЦ «Гудзон». Судя по иску, этой компании «КП Стиль» должна более 10 млн руб. Официальный запрос к Immofinanz остался без ответа. Источник РБК в российском менеджменте компании рассказал, что компания-арендодатель долго вела переговоры с «КП Стиль» по задолженности: «Арендатор просил изменить структуру оплаты аренды — перейти на процент с оборота, потом добивался, чтобы мы снизили валютный коридор, по которому зафиксировались ранее, и так далее. Сейчас договор аренды расторгнут, и мы пытаемся добиться выплаты задолженности, — объясняет собеседник РБК. — У нас создается ощущение, что в связи с серьезным проседанием продаж одежды и обуви ряд ретейлеров выработал такую стратегию: прекращать выплату аренды, чтобы добиться снижения стоимости или пересмотра договора».
По нескольким искам к «КП Стиль» уже есть решения судов. Так, удовлетворен иск ООО «Дрезден Девелопмент» (ТЦ «Jam Молл» в Иркутске) на сумму 3,7 млн руб., иск ООО «Санмакс» (два ТЦ: в Москве и в подмосковном городе Одинцово) на 1,3 млн руб., иск компании ООО «Рендер» (ТРЦ «Карнавал» в Екатеринбурге) на сумму 793 тыс. руб.
Резкое увеличение чистого убытка «КП Стиль» в 2014 году генеральный директор Y-Consulting Дарья Ядерная объясняет крупными инвестициями в развитие сети в конце 2014 года: средства пошли на реконцепцию магазинов и маркетинг. «Это вложения в будущее», — поясняет Ядерная. При этом она отмечает, что на российском рынке, пусть даже и в кризисное время, убытки у одежных компаний скорее редкость. «Несмотря на низкую или даже нулевую маржинальность, затоваривание и падение продаж в натуральных показателях, компании-лидеры рынка в настоящий момент остаются прибыльными», — говорит Дарья Ядерная.
Общие проблемы у ретейлеров
Продажи падали у одежных и обувных ретейлеров уже в 2014 году. Объем рынка за прошлый год Fashion Consulting Group (FCG) оценила в 2,2 трлн руб., падение по году составило 8% по сравнению с 2013 годом. В 2015 году, как прогнозируют аналитики консалтинговой компании, рынок просядет не менее чем на 20%. В денежном выражении больше всего упадут продажи среднеценового сегмента — не менее чем на 35–45%, считают эксперты.
По данным FCG, наибольшие потери уже понесли российские компании среднего ценового сегмента: бренды Savage, InCity, Finn Flare и другие. Особенные проблемы испытывают компании, работающие по системе франчайзинга. В этом сегменте падение продаж в штуках в первом полугодии доходило до 40–50%, а в деньгах до 20–30%. Если в 2014 году объем среднего сегмента составлял около 540 млрд руб., то к концу 2015 года он снизится по крайней мере до 332 млрд руб., прогнозируют эксперты.
Консультанты рынка недвижимости рассказывают, что в 2015 году ситуация, подобная текущей истории Kira Plastinina, стала «не редкостью как в столице, так и в регионах». «Логично, что при снижении товарооборота ретейлеры стремятся снизить свои расходы на персонал и на аренду, — говорит старший консультант компании «Магазин Магазинов» Александра Ромашина. — Часто переговоры растягиваются и на четыре, и на шесть месяцев, но арендодателю невыгодно терять арендаторов, потому что в нынешней ситуации найти им замену будет сложно даже по сниженной ставке».
По наблюдениям начальника отдела аренды торговых центров компании Jones Lang LaSalle (JLL)Татьяны Мальяновой, подобные споры о невыплате аренды часто возникают с несетевыми арендаторами, или судебные разбирательства начинают владельцы торговых центров, которые не готовы идти на уступки. «Нам известны случаи, когда доля арендной платы в обороте арендатора достигала 80%, и он прибегал к такому давлению на арендодателя», — говорит Мальянова, не называя компанию. Тем не менее в большинстве случаев собственники торговых центров стараются договариваться с арендаторами, отмечает Татьяна Мальянова. Доля вакантных площадей в торговых центрах Москвы сейчас составляет 7,5% в среднем по рынку (в новых проектах значительно выше), и доля увеличится по итогам года до 8%, считают в JLL. По прогнозу Knight Frank, доля вакантных площадей в московских ТЦ по итогам года будет еще больше — больше 9%.
Но если договориться с арендаторами все же не удается, владельцы торговых центров куда чаще, чем до кризиса, идут в суд, рассказывает Александра Ромашина. По ее наблюдениям, суд с практически стопроцентной частотой встает на сторону собственников центров. Те же, пусть и не могут на время разбирательств сдать помещение своего партнера, но возвращают полагающиеся по контракту средства, поясняет Ромашина.
РБК писал в начале июня о многочисленных исках к крупнейшему российскому продавцу обуви — компании «ЦентрОбувь»: с начала года было подано 160 исков на общую сумму около 230 млн руб. Сеть судится с арендодателями по всей стране. Когда наступают такие сложные времена на рынке, всем сторонам становится сложнее договариваться с партнерами: у каждого свои интересы», — тогда комментировал ситуацию РБК директор департамента маркетинга «ЦентрОбуви» Александр Шиндяпин. Переговоры по стоимости аренды с арендодателями — это «органический процесс любой торговой сети, тем более крупной. Мы считаем, что нужно снизить арендные платежи, а партнеры с нами не согласны», — объяснял он.
В начале года массовые иски от арендодателей начала получать одежная сеть InCity. С начала года в арбитражных судах зарегистрировано 28 исков к операционной компании сети «Модный континент» на общую сумму 89,5 млн руб. В апреле 2015 года стало известно, что компания проводит оптимизацию, закрывая часть точек, ради сохранения годовой выручки на уровне 2014-го года.
При участии Алексея Пастушина и Игоря Терентьева