Общество, 23 авг 2006, 11:10

Эксперты: Рынок электронной торговли в России еще не сложился

К услугам интернет-магазинов приобщается все больше российских пользователей сети. Тем не менее, экспертов беспокоит неравномерность развития рынка, прежде всего его самого массового сектора – «бизнес-потребитель». Утверждение о том, что электронная коммерция в России является рынком, несколько преждевременны, ее надо характеризовать как развивающуюся бизнес-среду, сказал в эфире телеканала РБК в программе «C-news: технологии будущего» PR-директор интернет-магазина Ozon.ru Михаил Ятковский.
Читать в полной версии

Связано это с тем, что отсутствуют достаточно понятные и прозрачные, в том числе участникам рынка и аналитикам, количественные и качественные характеристики этой бизнес-среды, которые должны делать ее рынком. Электронная коммерция в России развивается по трем направлениям: сегмент B2B – «бизнес-бизнес», B2G – «бизнес–государство, правительство» и B2C – «бизнес – конечный потребитель». Если первые два сегмента эксперты с большой долей уверенности относят к рыночным, потому что их показатели достаточно легко и хорошо просчитываются, то B2C является не более чем развивающейся бизнес-средой, потому что просчитывается весьма плохо. Большая часть интернет-магазинов не открывает свою статистику, не только финансовую, что понятно, но и статистику, связанную с посещениями, трафиком и т.д.

Слова экспертов подтверждают данные статистики за 2005 год, подготовленные Национальной ассоциацией участников электронной торговли (НАУЭТ). Так, по ее данным, 4,47 млрд долл. составил объем рынка, что на 38% больше, чем в 2004 году, и быстрее всего росла «межкомпанейская» торговля (business-to-business). Сегмент вырос почти в три раза - до 1,3 млрд долл. Объем госучастия посредством Интернета (B2G) оценивается в 2005 году в 2,1 млрд долл. и отмечается, что динамика госзакупок по отношению к 2004 году не изменилась. А вот с массовым сегментом сложнее. НАУЭТ дает совместно с маркетинговым агентством PM Group цифру 1,2 млрд долл., что больше предыдущего года на 51%, хотя по другому исследованию ассоциации - опросу посетителей интернет-кафе Cafemax, получилась цифра в 2,6 млрд долл. Эти показатели оспаривают сами участники е-торговли, считая их косвенными, недостаточно обоснованными. С точки зрения участников рынка, экспертов, данные завышены, и можно говорить о 500-700 млн долл. ежегодно в B2C.

Несмотря на статистический диссонанс, эксперты оценивают тенденции этого сегмента достаточно позитивно, так как на протяжении последних 4-5 лет эта бизнес-среда устойчиво растет в среднем ежегодными темпами от 50% до 70% по разным товарным категориям. И эта уверенная тенденция сохранится минимум на 2-3 года. Впрочем, не только в России возникают сложности со статистикой. В Китае, где учет более централизованный и жесткий, а объем электронной торговли по итогам 2005 года приблизился к 90 млрд долл., разрабатывается специальный порядок ведения статистики электронной торговли. Аналитики отмечают, что росту сегмента «бизнес - конечный потребитель», пока, несомненно, отстающему от внушительных показателей развитых стран, в значительной степени будет способствовать снижение психологического барьера дистанционной торговли, когда покупатель не может непосредственно посмотреть и, что называется, «пощупать» товар. У жителей крупных городов этот психологический барьер снижается, что способствует тому, что люди достаточно активно покупают вещи в Сети. Причем, стоит учитывать, что Москва и Санкт-Петербург будут оставаться основными поставщиками на протяжении примерно двух лет. Но вместе с тем, увеличиваются продажи и в регионы, растет трафик от региональных пользователей, и увеличивается количество покупок в целом по е-магазинам в РФ. Поэтому, если ничего не помешает, то через два года географическая структура продаж может значительно поменяться в целом по этой бизнес-среде, говорит Михаил Ятковский.

Российский рынок, или бизнес-среда, е-торговли в большинстве своем принадлежит отечественным компаниям или компаниям, зарегистрированным в России, учредителями которых могут быть и иностранные фирмы. Вместе с тем, большое количество россиян активно покупают товары в иностранных интернет-магазинах, хотя точных данных о таких продажах также мало. В целом просматривается тенденция увеличения шоппинга в «заморских» е-магазинах, потому что ни одна российская компания или интернет-магазин не могут предоставить всего многообразия товаров, скажем, самых популярных у массового покупателя - книг, фильмов и музыкальных записей. Аналитики полагают, что это неплохо, потому что чем больше и разнообразней выбор в Сети, тем лучше и для отечественных компаний.

Pro
Девять кругов управленческого ада. Как выбраться из каждого
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Бессердечие и недружелюбие: кто такие темные эмпаты
Pro
Как часто компании подставляют друг друга — исследование
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения