Третий элемент
Нынешняя ситуация в экономике привела к очень слабому росту на рынке корпоративного кредитования в этом году. Компании опасаются дальнейшей стагнации и потому сворачивают инвестиционные проекты и снижают планы по росту продаж. Но в условиях низкого спроса на кредиты в России активно развивается рынок факторинговых услуг.
В целом рынок факторинга преодолевает глобальный экономический спад лучше, чем финансовый и страховой секторы экономики. Пока в списке способов увеличить оборотный капитал компании он исторически стоит на третьем месте после отсрочек платежа и кредитования. Но удобство, оперативность и стоимость этой финансовой услуги постепенно делает ее более привлекательной на рынке. Так, в прошлом году доля факторинга в российском ВВП увеличилась с 1,6 до 2,25% при среднем мировом показателе в 6,1%.
Заметный рост начался в этом секторе в 2010 году. В 2012 году он составил уже 80% — и это был пик. По темпам роста российский рынок занимает первое место среди европейских стран, опережая рынки Люксембурга и Эстонии. По совокупному обороту в 2012 году российский рынок факторинга вышел на 8-е место в Европе и на 14-е место в мире. Сохранив нынешние темпы роста, уже в следующем году Россия скорее всего обойдет ближайших соседей в рейтинге — Нидерланды и Бельгию. Сегодняшние темпы роста говорят о том, что по итогам 2013 года оборот по факторингу в России составит 2 трлн руб., а в следующие два года рынок будет расти до 30% в год. В первую очередь, потому что эта финансовая услуга выгодна и интересна не только клиентам, но и самим банкам по нескольким показателям.
Во-первых, привлекая клиента, банк размещает краткосрочные ресурсы с хорошей маржой, хотя рынок развивается и уровень ставок по факторингу сегодня постепенно приближается к уровню ставок по кредитам. При этом надо отметить, что получить средства по факторингу для компаний — особенно со средним финансовым состоянием — проще, чем по кредиту. По факторингу же риски для банка минимальные. Он не требует залогового обеспечения, как при кредитовании, но принимает в расчет не только состояние финансов самого заемщика, но и его дебитора. Достаточно иметь качественного дебитора с хорошей историей поставок и дисциплиной платежей — и можно рассчитывать на оперативное получение средств. К тому же сама форма этой финансовой услуги сводит риски к минимуму: финансирование происходит после физической отгрузки по сделке. При этом отраслевые ограничения практически отсутствуют: клиентами банка могут быть как торговые, так и производственные компании, а также сервисные компании, представляющие услуги на условиях отсрочки платежа.
Помимо этого банки заинтересованы в факторинге, поскольку он увеличивает входящий поток платежей, а это косвенно отражается и на остатках, и на дополнительных комиссиях. Через заемщика банк получает в качестве потенциальных клиентов и всех его дебиторов, что позволяет в конечном итоге увеличивать клиентскую базу. Именно поэтому банки сегодня готовы инвестировать средства в расширение и доступность факторинговых услуг — например, переходить на электронный документооборот для оперативности и удобства расчетов. На сегодняшний день это большое конкурентное преимущество — оно дает возможность сократить сроки финансирования от нескольких дней до нескольких часов, упростить и сократить затраты на подготовку и доставку в банк документов. Все это в конечном итоге опять же увеличивает объем рынка факторинговых услуг, ведь чем удобнее сервис, тем большим спросом он пользуется.
При этом замечу, что с заметным ростом спроса на факторинговом рынке конкуренция на нем пока ниже, чем на кредитном, что банкам, конечно, только на руку. Можно уверенно предположить, что в ближайшие годы опережающий кредитование рост факторинговых услуг будет только продолжаться. Проще говоря, если банк хочет развиваться, он сегодня идет на этот рынок.