Общество, 23 дек 2013, 01:05

«Уралкалий» сменил акционеров

Читать в полной версии
Фото: РБК

Процесс смены собственников «Уралкалия» завершился. Долю Сулеймана Керимова и его партнеров выкупили структуры Михаила Прохорова и Дмитрия Мазепина. Но из «калийной войны» еще никто не вышел победителем, считают эксперты.

Новые акционеры «Уралкалия» объявили о покупке долей в компании в пятницу с разницей в несколько часов. Сначала ОНЭКСИМ Михаила Прохорова уведомил о том, что стал владельцем 21,75% акций, затем «Уралхим» Дмитрия Мазепина сообщил, что распоряжается 19,99% «Уралкалия». Кроме того, источник, близкий к Прохорову, рассказал РБК daily, что структуры предпринимателя намерены в ближайшее время приобрести 5,34% акций.

Суммы сделок не раскрываются, но ранее источники Bloomberg сообщали, что компанию оценили с премией к рынку в 20 млрд долл., то есть за свою долю ОНЭКСИМ мог заплатить 4,35 млрд долл., а дополнительные 5,34% обошлись еще в 1 млрд долл. В таком случае доля «Уралхима» стоит около 4 млрд долл.

Интерфакс со ссылкой на источники сообщает, что новым гендиректором «Уралкалия» может стать заместитель председателя совета директоров «Уралхима» Дмитрий Осипов. Представитель «Уралкалия» и его новых акционеров это не комментируют.

Смена собственника, на которой настаивал президент Белоруссии Александр Лукашенко, произошла. Сулейман Керимов перестал быть главным акционером «Уралкалия».

Именно Лукашенко еще в 2012 году отменил монополию БКК на экспорт хлористого калия, то есть фактически разрешил «Беларуськалию» продавать удобрения в обход совместного с «Уралкалием» трейдера. В мае этого года белорусский президент сформировал рабочую группу из своих силовиков, чтобы расследовать ситуацию на калийном рынке. А когда «Уралкалий» разорвал контракт с БКК, Лукашенко делал акцент на том, что российской компанией владеют частники, которые, по его мнению, способны на нарушение партнерских договоренностей. Лукашенко подчеркивал, что считает правильным арестовать владельцев «Уралкалия», отнять у них активы, продать их и полученные деньги отдать жителям Березников: «Я бы Керимова и других владельцев закрыл бы в одну камеру, и они бы как миленькие продали бы все активы по самой высокой цене. Покупателя бы я им нашел».

До ареста 26 августа гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера речь о смене собственников не шла. Но после этого появилась информация сразу о нескольких претендентах. В их числе были предприниматель Владимир Коган, который выступал в партнерстве с арабским госфондом, тандем владельцев АФК «Система» Владимира Евтушенкова и «Русс­Нефти» Михаила Гуцериева. ОНЭКСИМ Михаила Похорова и «Уралхим» Дмитрия Мазепина были названы последними.

Сообщалось, что по условиям сделки потенциальный покупатель должен иметь хотя бы 30% собственных средств. Однако «Уралхим» занял 4,5 млрд долл. у VTB Capital, эти деньги в первую очередь пойдут на сделку, в обеспечение кредита компания обещала заложить купленные акции и бумаги самого «Уралхима». ОНЭКСИМ не раскрывает, привлекались ли заемные средства на покупку доли в «Уралкалии». Но только от продажи 37,8% Polyus Gold в феврале у холдинга появилось 3,6 млрд долл., с тех пор о крупных покупках ОНЭКСИМа не сообщалось.

После того как ОНЭКСИМ объявил, что договорился о покупке доли в «Уралкалии», Баумгертнера экстрадировали в Россию. В БКК стали заявлять, что готовы к переговорам с «Уралкалием», а в российской компании сказали, что не возражают против переговоров с потенциальными партнерами.

Однако, представляя на прошлой неделе результаты за третий квартал 2013 года, менеджмент «Уралкалия» назвал решение о расторжении договора с БКК верным. Объединение продаж с БКК в российской компании считают бессмысленным на данном этапе.

В «калийной войне» проиграли обе стороны, если, конечно, считать ее завершившейся, говорит аналитик БКС Олег Петропавловский. «Война продолжается, конкуренция растет. Смена собственников в этой битве, по сути, не имела значения, потому что для такой компании, как «Уралкалий», неважно, кто ей владеет. Чтобы в действительности прекратить войну, нужно снизить конкуренцию, а это возможно, если «Уралкалий» вновь объединится с БКК». — говорит он. Эксперт уверен, что российской компании сейчас совсем не нужно такое объединение, потому что для совместного экспорта придется снизить собственные объемы производства. А при падающих ценах это очень опасный шаг. Тем более что компания делает ставку на максимизацию выручки.

Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах