Общество, 23 дек 2013, 01:04

У нас то оттепель, то заморозки

Читать в полной версии
Фото: РИА Новости

26-летний социал-демократ НИКОЛАЙ КАВКАЗ­СКИЙ ― один из амнистированных фигурантов «Болотного дела». Он провел больше года в СИЗО и несколько месяцев под домашним арестом на основании размытой видеозаписи, из которой обвинение делало вывод о том, что он бил ногой омоновца по колену, а оппозиционеры — что Кавказский уворачивался от дубинки полицейского. В беседе с корреспондентом РБК daily АЛЕКСАНДРОМ ЛИТЫМ он подробно рассказывал о своих политических воззрениях и не очень охотно вспоминал прошлогодний «марш».

— Вспомним 6 мая. Если бы вы знали, что все так получится, пошли бы на «Марш миллионов»?

― Сложный вопрос… Я вообще считаю, что, если выходит достаточно много народа на акции, идти надо. Быть вместе с народом, а не отсиживаться где-то.

― Полтора года назад какие были настроения перед «маршем»?

― Многие думали, что придет совсем мало людей. Но пришло много. Думаю, это было одной из причин того, что все разогнали.

― Были ли опасения, что все получится жестче, чем на других митингах?

― Честно говоря, уже не помню. Давно это было.

― Во время следствия вам поступали предложения дать показания на кого-то из видных оппозиционеров?

― Нет.

― Когда начались стычки с полицией, были ли среди демонстрантов сознательные провокаторы?

― Не знаю.

― Amnesty International признала вас узником совести…

― Часть фигурантов дела они признали узниками совести, в том числе и меня. Но у нас такая позиция: мы не считаем себя узниками совести по Amnesty International, пока ими не будут признаны все проходящие по «Болотному делу». Абсолютно неправильно как-то разделять нас. Здесь они поступили некрасиво.

― Этот статус что-то может давать или он чисто символический?

― Вот когда всех признают, буду думать над этим.

― Как отразится на судьбе остальных обвиняемых то, что вас амнистировали?

― Возможно, приговоры будут мягче, чем планировалось раньше. Но нужно приходить туда, добиваться освобождения всех, кто проходит по «Болотному делу».

― Как голодовка Сергея Кривова влияла на процесс?

― Судья во время голодовки более жестко вела процесс.

― Как освобождение политзаключенных ― от вас до Ходорковского ― скажется на ситуации в стране?

― У нас то оттепель, то заморозки, то оттепель, то заморозки. Власть абсолютно непредсказуема, прогнозировать что-либо пока преждевременно.

― А для протестных действий освобождения политзаключенных будут новым стимулом либо, наоборот, для них теперь будет меньше поводов?

― Чтобы протесты хотя бы вернулись на прежний уровень, нужно строить широкие демократические организации. Польская «Солидарность» смогла чего-то добиться, а у нас сейчас очень мало людей состоят в политических демократических организациях. Люди, выходящие на митинги, в основном беспартийные, и они не могут планомерно работать в сторону перемен. Выходят на митинги зачастую как на праздники. Вот в чем проблема.

― Вокруг каких тем оппозиция сможет действовать в 2014 году?

― Я боюсь, что как провластная, так во многом и оппозиционная политика будет иметь склонность к ксенофобии и национализму. Это очень плохо, это разделяет людей.

― Вы только что заявили о вступлении в «Яблоко», но Сергей Митрохин, мягко говоря, тоже «поднимал тему мигрантов» в своей мэрской кампании?

― Митрохин меньше всех поднимал эту тему. В своем предвыборном эфире он заявил: «Я пальцем не трону ни одного нелегального мигранта, если он не совершит преступление». Такая позиция мне понравилась. Я считаю, нелегальных людей не бывает. Я сохраняю членство и в «Левом социалистическом действии». Я уже был в «Яблоке» и выходил оттуда, думая, что может быть создана объединенная левая партия, но этого не вышло. На мой взгляд, «Яблоко» является самой левой из зарегистрированных партий.

― Вы известны и как защитник ЛГБТ. На ваш взгляд, зачем идет вся эта «борьба с геями»?

― Это игра на чувствах невежественного большинства. ЛГБТ ― такая же тема разделения, как и национализм. Власти стравливают людей по разным признакам. С другой стороны, достигается обратный эффект. Думающие люди начинают изучать этот вопрос, и сторонников прав ЛГБТ становится больше.

Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством