Общество, 23 дек 2014, 00:25

Нефтетрейдер не продается

Читать в полной версии
Фото: ЕРА

Власти США и Канады заблокировали продажу «Роснефти» нефтетрейдингового подразделения Morgan Stanley. За год сторонам так и не удалось получить одобрения регуляторов. Западные санкции также снизили привлекательность этой сделки, сумма которой оценивалась в $400 млн.

Комитет по иностранным инвестициям США отказался согласовывать сделку с Morgan Stanley, поэтому «Рос­нефть» не смогла ее завершить, заявил РБК вице-президент компании по связям с общественностью и СМИ Михаил Леонтьев. «Отказ в выдаче регламентирующих соглашений мы получили не только от американских, но и от канадских регуляторов. Это их право: оспаривать незаключенную сделку мы не будем», – пояснил он.

«Роснефть» договорилась о покупке нефтетрейдингового бизнеса Morgan Stanley 20 декабря 2013 года. В случае завершения сделки российской компании перешли бы международная сеть нефтехранилищ, запасы нефти и неф­тепродуктов, прямые контракты с потребителями, контракты на условиях предоплаты, логистические контракты, а также акции и доли в профильных дочерних компаниях в области инфраструктуры, международного маркетинга и исследований. На работу в «Роснефть» также должны были перейти более 100 нефтетрейдеров из офисов Morgan Stanley в Великобритании, США и Сингапуре, а также около 180 менеджеров из вспомогательных подразделений.

В июне сделку одобрила Федеральная торговая комиссия США, а в июле «Роснефть» и Morgan Stanley обратились в комитет по иностранным инвестициям. В сообщении «Роснефти» отмечается, что «стороны затратили на подготовку сделки существенные усилия и сожалеют о невозможности ее закрыть». Но потерь от срыва сделки «Роснефть» не понесла, утверждает Леонтьев. «Не факт, что в текущих условиях эта сделка была бы так же интересна, как раньше», – добавил он.

А Morgan Stanley рассмотрит теперь ряд вариантов в отношении нефтетрейдингового подразделения с учетом интересов акционеров, клиентов и служащих компании, говорится в сообщении банка, которое приводит ТАСС.

Сумма сделки не раскрывалась. Но, по данным The Wall Street Journal, она могла составить «несколько сотен миллионов долларов». Аналитики Platts оценивали ее примерно в $400 млн.

Из-за несостоявшейся сделки «Рос­нефть» почти ничего не потеряла, компания могла потратиться лишь на консультантов, но это незначительные средства, говорит старший аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин.

О том, что сделка может сорваться, стало известно еще осенью. «Рос­нефть» до последнего это не признавала, но американцы не исключали такую возможность. «В нынешних условиях нет и не может быть никаких гарантий того, что сделка будет закрыта, особенно учитывая прописанное в договоре требование о том, что все необходимые разрешения должны быть получены до конца года», – говорил представитель Morgan Stanley в октябре. Источники Financial Times тогда сообщали, что сделка фактически не имеет перспектив.

Это стало ясно после того, как санкции отрезали «Роснефти» доступ к долгосрочным валютным кредитам в сентябре, говорит Кокин. Нефтетрейдинговый бизнес подразумевает доступ компании к кредитам в несколько десятков миллиардов долларов, иначе бизнес не будет работать, указывает он. Таким образом, для срыва сделки были и объективные причины, заключает эксперт.

Это не первый случай, когда планам «Роснефти» помешали санкции. В конце сентября Exxon Mobil приостановила сотрудничество с российским партнером по девяти из десяти СП в России, а затем свернула работы и на совместном проекте в Карском море. В ноябре норвежская North Atlantic также была вынуждена отложить сделку с «Роснефтью» до 2015 года.​

Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением